18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Лучшая картина — для короля

№82
Материал из газеты

Ученые спорят о том, какую из «Данай» Тициан написал для Филиппа II — ту, что из Прадо, или ту, что принадлежит лондонской коллекции Веллингтона

Национальная галерея в Лондоне открыла выставку «Тициан. Любовь, страсть, смерть» (сейчас закрыта. — TANR), где впервые за 300 лет показаны шесть великих полотен художника, написанных между 1551 и 1562 годами по заказу короля Филиппа II на сюжеты из «Метаморфоз» Овидия. В наше время они принадлежат разным собраниям: «Венера и Адонис» — Прадо, «Даная», «Персей и Андромеда», «Диана и Каллисто», «Диана и Актеон» (и седьмая, незаконченная «Смерть Актеона») — британским музеям), «Похищение Европы» — Музею Изабеллы Стюарт-Гарднер в Бостоне. После Лондона выставку покажут в Мадриде, где к ней присоединится испанская «Даная» из Прадо, и в Бостоне.

На сайте Национальной галереи серия Тициана охарактеризована с пафосом, вполне в этом случае оправданным: «Мифологические сцены запечатлевают моменты высокой драмы: роковая встреча, позорное открытие, поспешное похищение. Тициан мастерски пользуется краской и цветом, достигая ослепительного эффекта, захватывая светящуюся плоть, роскошные ткани, воду, отражение и атмосферные, почти чарующие пейзажи. Мы видим богов и богинь, но их лица выражают очень человеческие и очень понятные нам эмоции: вину, удивление, стыд, отчаяние и сожаление. Тициан называл эти произведения своими „поэзиями“. Это редкая возможность насладиться одними из величайших картин в европейском искусстве». Однако эта замечательная выставка возобновила давний и горячий спор среди искусствоведов. Они вступили в дискуссию о том, какая из версий «Данаи» предназначалась для испанского монарха. 

Так, специалист по венецианскому Возрождению Чарльз Хоуп считает, что картина, заказанная Филиппом II, — это не то полотно, что принадлежит коллекции Веллингтона в лондонском Эпсли-Хаусе и сейчас выставляется в Национальной галерее, а то, что хранится в Прадо в Мадриде. Он отмечает, что испанская версия — превосходного качества, и сожалеет, что мадридская картина не приехала на «встречу „Данай“» в Лондоне. Другой эксперт по искусству Ренессанса, искусствовед Давид Жаффе, курировавший выставку Тициана в Национальной галерее в 2003 году, соглашается с тем, что «Даная» из Прадо — «более вероятная претендентка в поэтическую серию мастера, чем ее блеклая соперница из Эпсли-Хауса».

До 2004 года испанская красавица считалась частью серии, созданной для Филиппа II, но специалист по творчеству Тициана Пол Джоаннидес выдвинул предположение, что на самом деле из «первого состава» — картина, принадлежащая коллекции Веллингтона. Его гипотезу поддержал тогда куратор, а теперь директор Прадо Мигель Фаломир. Искусствовед Питер Хамфри, проанализировав идею Джоаннидеса в книге о Тициане, вышедшей в 2007 году, ее опроверг.

Но куратор нынешней выставки в Национальной галерее Маттиас Вивел встал на сторону Джоаннидеса: существенные доказательства удалось получить в 2014 году после реставрации и экспертизы картины Веллингтона, а также непосредственного сравнения, когда обе версии выставлялись в Прадо. Аргументируя свою позицию в статье в выставочном каталоге, он пишет, что факты «подтверждают, что полотно из коллекции Веллингтона предназначалось для Филиппа II, и это не только вновь возвращает в культурный дискурс прежде недооцененную картину, но и позволяет лучше понять взаимоотношения Тициана с Филиппом II, принципы устройства его мастерской и в конечном счете феномен одного из самых радикальных, эротических и гуманистических произведений».

Тем не менее Чарльз Хоуп в открытом письме в редакцию The Art Newspaper по-прежнему подвергает сомнению атрибуцию, предложенную Джоаннидесом. Он пишет: «[Джоаннидес и Фаломир] так и не объяснили, почему Тициан отправил Филиппу худшую по качеству работу, ту, что хранится в Эпсли-Хаусе, а позже создал более утонченную версию из Прадо».
Всего Тициан написал пять «Данай». Первая, созданная в 1544–1545 годах по заказу кардинала Алессандро Фарнезе, где рядом с героиней изображен купидон, хранится в Музее Каподимонте в Неаполе. Еще два варианта находятся в Государственном Эрмитаже (1554) и венском Музее истории искусств (1564). 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+