Тему восприятия искусства как лекарства от всех болезней развивает художник, радикальный перформансист Елена Ковылина, основатель первой в Москве школы перформанса и лауреат премии «Инновация» (2006). Для борьбы с любой заразой Елена Ковылина вместе с независимым ученым Инной Яковлевой (вместе в 2019 году они создали фонд «Искусство в науке») придумала проект «Аудио-визуальная аптека» и перформанс «Звуковая ванна от коронавируса». Их вернисаж состоялся онлайн. Елена Ковылина рассказала о своем художественно-научном ноу-хау.
Когда вы занялись искусством на стыке с наукой?
Инна Яковлева более 20 лет ведет исследования в области относительно молодой науки — нейроакустики, которая может помочь в лечении тех или иных заболеваний. Согласно этой теории, звуки, даже не воспринимаемые ухом человека, их волны и вибрации положительно откликаются в человеческом организме. Я как художник присоединилась к исследованиям Инны в 2012 году. Цвет, кстати, тоже звук, только видимый глазом, как и любая форма, представляющая собой энергетический каркас живой материи. Получается, что то, что мы видим, — это застывшая симфония тонких звуковых процессов.
Как проект «Аудио-визуальная аптека» связан с этой нейроакустической теорией?
Мы с Инной придумали этот проект два года назад. Он состоит из 200 шестигранных картин (18 см в диаметре, холст, масло) с изображением лекарственных трав, сортированных по сборам: от кашля, повышающие иммунитет, успокаивающие и так далее. Созерцание зрителем этих лекарственных растений в сочетании с подобранными к ним треками на частотах, не слышимых ухом, благотворно влияет на человека.
Расскажите про перформанс «Звуковая ванна от коронавируса». Почему он проходит в ванне?
На самом деле я сижу в специально привезенном для этой цели джакузи в своем доме, поскольку нахожусь сейчас в добровольной самоизоляции.
Звуковые вибрации, как мы уже выяснили, обладают лечебным эффектом. А в воде звук распространяется в десятки раз лучше — и потому он эффективнее. Я погружаюсь в воду на два часа, за это время мои клетки под действием звуковых волн на высоких частотах полностью очищаются. Проект «Аудио-визуальная аптека» и видеодокументация перформанса участвуют в онлайн-выставке «2020–2070», которая доступна для просмотра в интернете.
Насколько изменились ваши планы из-за пандемии коронавируса?
Отменилась моя выставка, которая должна была открыться в Барселоне. Но большинство планов остаются в силе. Думаю, что все проекты, которые мы готовим для московского выставочного зала «Ходынка», куратором которого я стала в декабре прошлого года, будут осуществляться — если не в режиме офлайн, так онлайн. Надо будет только освоить искусство репрезентации в формате онлайн. Это задача чисто техническая, которую придется решить не только мне, но и многим людям, в том числе моим коллегам, чтобы оставаться активными. Кстати, с Инной Яковлевой мы и раньше работали главным образом дистанционно, поскольку она живет в Красноярске.
Следующий проект, над которым мы уже работаем, посвящен теме разных зависимостей, которых у современного человека огромное количество. Это не только алкоголизм, наркомания, игромания, зависимость от социальных сетей, но и масса других. Мы их пытаемся проанализировать, создать их визуальные образы и снабдить звуковыми программами, которые, как мы думаем, могут помочь излечить людей от тяжелых зависимостей. Этот проект называется «Абсолютная свобода».
Вы последнее время ходите в красивой диадеме. Это просто для образа или она тоже с какой-то целью?
Я ее ношу уже больше года не снимая, это такой перманентный перформанс. Таким образом я участвую в эксперименте — испытываю на себе технологию, разработанную Инной Яковлевой. Эта диадема на самом деле генератор с массой лечебных функций. Диадема сделана из серебра с пропаянной внутри медью — эта «электропара» создает вокруг головы электромагнитное поле, отражающее все вредные излучения извне.
Ну и как, вы ощущаете изменения в своем самочувствии?
За этот год у меня заметно улучшилось здоровье, память стала лучше, и даже лицо стало более симметричным, об этом многие мне говорят.