18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Хранилище древностей, туристическая Мекка и двигатель экономики

№82
Материал из газеты

Владимиро-Суздальский музей-заповедник готовится к новым свершениям. В задачу входит не только сохранение популярных объектов, но и освоение новых

После бури

В Суздале, в Музее деревянного зодчества, входящем в состав Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника, с размахом отметили Масленицу: катались на санях, водили хороводы, смотрели гусиные бои (против которых возражают защитники животных). Все гуси остались живы. В конце праздника сожгли чучело зимы — и перевернули не самую счастливую страницу своей истории.

Месяцем ранее бывшему директору, проработавшему всего два года, вынесли приговор — пять лет условно за растрату. Свою вину он признал, причиненный ущерб возместил. Сегодня Владимиро-Суздальским музеем-заповедником вновь руководит Светлана Мельникова, человек большой харизмы и энергии. Она работает здесь с 1978 года, фактически всю жизнь, с перерывом на 2016–2018 годы, когда директорствовала в херсонесском музее в Крыму. Свою задачу она видит в том, чтобы скорее залечить раны и развиваться дальше.

Владимиро-Суздальский музей-заповедник традиционно входит в десятку крупнейших музеев подобного рода в России наряду с новгородским музейным комплексом, псковским собранием архитектурных памятников, Соловками. Он объединяет 65 архитектурных объектов в 6 населенных пунктах. Если соединить эти локации от самой северной Кидекши (где находится церковь Бориса и Глеба XII века) до самой южной точки — города Гусь-Хрустальный (Музей хрусталя имени Мальцовых) одним маршрутом, то его протяженность составит 130 км. В музее-заповеднике работает 500 человек. Здесь хранится 440 тыс. экспонатов, в том числе дошедшие до наших дней фрески Андрея Рублева. Семь архитектурных памятников включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Ежегодно в музей-заповедник приезжает 1,2 млн человек. Для сравнения: все население Владимирской области — 1,4 млн. По сути, это ключевое предприятие для экономики региона. Надо добавить, что речь идет не просто о собрании древностей, но об истоках русской государственности, об артефактах домонгольской Руси. Андрея Боголюбского здесь вспоминают как родственника, словно он жил вчера, а не 900 лет назад.

Спаси и сохрани

Главным делом для Владимиро-Суздальского музея-заповедника были и остаются реставрационные работы. На вопрос, какие именно здания из 65 в его составе требуют ремонта, директор обычно отвечает: «Все!» В Богородице-Рождественском соборе в Боголюбове недавно отладили температурно-влажностный режим; в церкви Бориса и Глеба в Кидекше на фресках осела соль, и сейчас ее счищают; архиерейским палатам Суздальского кремля чинят кровлю.

Из грядущих больших проектов — реставрация Золотых ворот во Владимире. Памятник архитектуры XII века, знаковый для города, нуждается в замене инженерии, установке климат-контроля и громоотвода, золочении купола, работах на фасаде. Тендер на реставрацию с бюджетом 10 млн руб. уже объявили, победители станут известны в самое ближайшее время.

Еще музей ищет финансовую помощь на реставрацию иконы «Богоматерь Максимовская» (1299–1305). Знаменательна она тем, что написана по заказу и при жизни киевского митрополита Максима, который в 1299 году перенес митрополичью кафедру из разоренного татарами Киева во Владимир. В 1305-м Максим умер, гигантская икона (163 см в высоту) была установлена над местом его захоронения в Успенском соборе. Она — и произведение искусства, и овеществленная история русского православия, почитаемая чудотворной.

Дальние страны

Усадьба Муромцево перед революцией была чудом света посреди владимирских лесов. Дворец в неоготическом стиле на 80 комнат с отоплением, электричеством и канализацией, 44 га парка, фонтаны как в Версале, клумбы с цветами, пальмы в кадках, свой маленький «Мариинский театр». Владелец усадьбы Владимир Храповицкий, последний предводитель владимирского дворянства, умер в 1922 году в эмиграции, в нищете и безвестности.

В 2013-м Светлана Мельникова и ее соратники нашли могилу Храповицкого в Висбадене и установили на ней крест. Еще через год практически уничтоженная за 100 лет усадьба официально перешла в ведение музея-заповедника. Сюда уже приезжают туристические группы; весной впервые пройдет концерт в рамках Пасхального фестиваля Валерия Гергиева. Музейщики планируют восстановить часть интерьеров усадебного дворца и устроить здесь музей русской эмиграции — с благодарностью принимаются первые реликвии. Понятно, что проект этот длительный, на многие годы. На восстановление только главного дома требуется около 600 млн руб. Таких средств у музея-заповедника пока нет. Но его коллектив и едва ли не вся Владимирская область просто живут этой мечтой.

Тысячелетие не за горами

Суздаль — место силы на карте России, чудом сохранившийся средневековый город, аномально богатый, с глубокими традициями туризма и гостеприимства, жемчужина Золотого кольца, со славной, помимо всего прочего, кинематографической историей (тут снимали 60 кинофильмов). Стратегия музея-заповедника именно в Суздале — сохранять памятники и работать на индустрию туризма. Круглый год музейщики инициируют фестивали и праздники — тут отмечают все церковные даты, летом проводят праздник огурца и фестиваль печворка. Из серьезных именно музейных проектов — воссоздание тюрьмы для иностранных солдат времен Великой Отечественной войны, которая располагалась в Спасо-Евфимиевом монастыре с 1942 по 1944 год и отличалась редкой для той поры терпимостью.

Важное музейное дело сегодня — экспертное участие в благоустройстве Суздаля накануне его 1000-летия в 2024 году. По мнению Светланы Мельниковой, необходимо улучшить инфраструктуру города, условия жизни жителей и гостей, не убив при этом гений места. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+