18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Время покупать не выходя из дома

Во времена пандемии и всеобщей самоизоляции российские аукционные дома стараются не выбиться из графика торгов и сохранить прибыль

В стремительном порыве перехода на всеобщий онлайн и «удаленку» аукционы, как ни странно, оказались одними из самых подготовленных. Буквально спасительной для них в эти дни стала созданная в 2012 году платформа онлайн-торгов Bidspirit. В мире аукционов она как сервис Zoom, предназначенный для проведения интернет-конференций, который сейчас активно используют, чтобы организовать и деловые совещания, и дружеские вечеринки не выходя из дома.

Если поначалу российские аукционные дома отказывались от сотрудничества с Bidspirit и не особенно доверяли интернет-торгам, то примерно пять лет назад можно было заметить массовый переход в онлайн. Сейчас почти все отечественные торги транслируются в интернете, и оттуда поступает значительная доля ставок, причем подавляющее большинство устроителей пользуются именно Bidspirit. Так что и аукционные дома, и их клиенты оказались неплохо подготовлены к условиям изоляции, хотя наступивший «коронакризис», летящая в пропасть российская экономика, а также затрудненность просмотра работ вживую (предаукционные выставки закрыты, хотя большинство аукционных домов устраивают частные просмотры для заинтересованных покупателей), конечно же, скажем осторожно, усложняют работу отечественных аукционов и снижают продажи.

В субботу 28 марта, когда уже был установлен «режим нерабочих дней», но в Москве еще не ввели ограничения на передвижение по городу, сразу несколько столичных аукционных домов провели торги. Ежемесячный аукцион русского и западноевропейского искусства «Русской эмали» состоялся в штатном режиме, то есть очно, но с возможностью торговаться по телефону, заочными бидами и интернет-трансляцией, показав стабильные результаты — около 40% проданных лотов, что примерно соответствует показателям аналогичных торгов в январе и феврале. «Литфонд» и «Антиквариум» отказались от аукционов с публикой в зале «в связи с эпидемиологической ситуацией», ограничившись торгами онлайн. Впрочем, результаты тоже неплохие: «Литфонд» продал все лоты аукциона современного искусства, хотя цены более чем демократичные (старт всегда 1 руб., а самая дорогая работа — картина Александра Казакова «Отрыв» 2016 года — продана за 75 тыс. руб.); у «Антиквариума» на торгах «Редкие книги и автографы. Иконы. Живопись. Плакаты. Самиздат и неофициальное искусство» около 60% проданных лотов, в том числе миллионные цены (например, «Вид Красной площади» 1950-х годов Дмитрия Налбандяна ушел за 1,7 млн руб., а «Кашмирская певица» 1931 года Александра Яковлева — за 1,4 млн руб.).

Первого апреля в онлайн-формате состоялись очередные торги Global Russians аукционного дома Pioner & Co, опять же через Bidspirit. Устроители выбрали десять лотов, средства от продажи которых будут переданы в пользу проекта «Просто спросить о COVID-19» Фонда профилактики рака. Среди таких благотворительных лотов — фотография императора Николая II, работы Маревны, портреты русских поэтов и программа бала La Grande Ourse, организованного Союзом русских художников. Из 174 выставленных на продажу лотов ушло 164, в том числе топ-лот — изображения интерьеров Павловского дворца кисти Василия Кучумова — за 320 тыс. руб.

Полностью виртуальные торги вынужденно освоил и аукционный дом «Среди коллекционеров» — 4 апреля он провел традиционный весенний аукцион антикварных книг, фарфора, фаянса и майолики. Несмотря на сложные обстоятельства (тут и текущая экономическая ситуация, и пандемия, и всеобщая неопределенность), участники торгов проявили активность и были даже крупные продажи. Например, почти за миллион — 950 тыс. руб. — ушел редкий коллекционный экземпляр «Девочки с венком» Конаковского фаянсового завода (1952, скульптор Мария Холодная).

В сегодняшних условиях очень важны новые инициативы и разнообразные антикризисные меры наших аукционных домов. Можно отметить подборку книг по искусству, истории и литературоведению «на период карантина», которую распродавал «Литфонд» 4 апреля, и запущенную Владимиром Овчаренко серию торгов «Все по 100 на карантине». Аукционы со стартовой ценой €100 — традиционный формат его аукционного дома Vladey, но здесь появились две важные особенности: во-первых, торги полностью переведены в интернет (их проводят на собственной платформе), во-вторых, теперь аукционы идут еженедельно по субботам. «Первые торги из серии „Все по 100 на карантине“ прошли успешно. 100% лотов продано. Средняя цена произведения искусства — 102000 рублей. До встречи в следующую субботу. Спасибо художникам и коллекционерам», — написал Владимир Овчаренко в Facebook по итогам аукциона 4 апреля. 

Вообще, для тех, у кого есть такая возможность, сейчас отличное время начать покупать искусство — не обязательно в коллекцию, скорее, чтобы порадовать себя или украсить дом. Любителям современного искусства наряду с Vladey стоит обратить внимание на аукционы Sturm, организованные одноименной кураторской группой из Санкт-Петербурга (еженедельные торги по вторникам на платформе Bidspirit). Тем, кто скучает по походам на блошиные рынки, хорошим «симулякром» в эпоху самоизоляции станут аукционы Udarnik — проект аукционного дома «12-й стул» на Bidspirit. Сейчас идут постаукционные продажи (тоже онлайн) торгов 2 апреля: столовое серебро, винтажная одежда, люстры «сталинского ампира» и живопись Натты Конышевой (есть любители) со стартом от 2 тыс. руб. Галерея «Альбион» назло карантину запустила заочный аукцион «Города, которые мы (временно) потеряли» — гравюры, виды любимых и популярных мест нашей планеты ежедневно выставляются на торги на странице галереи в Facebook со стартовой ценой 100 руб. Ставки можно делать в комментариях, побеждает тот, кто делает максимальную ставку в течение суток.

И самое главное — состоятся, пусть и виртуально, все основные торги месяца: 11 апреля у «Империи» и «Литфонда», 15 апреля у аукционного дома «В Никитском», планируются аукцион сезона у «Совкома» 23 апреля и другие.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+