18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Время покупать не выходя из дома

Во времена пандемии и всеобщей самоизоляции российские аукционные дома стараются не выбиться из графика торгов и сохранить прибыль

В стремительном порыве перехода на всеобщий онлайн и «удаленку» аукционы, как ни странно, оказались одними из самых подготовленных. Буквально спасительной для них в эти дни стала созданная в 2012 году платформа онлайн-торгов Bidspirit. В мире аукционов она как сервис Zoom, предназначенный для проведения интернет-конференций, который сейчас активно используют, чтобы организовать и деловые совещания, и дружеские вечеринки не выходя из дома.

Если поначалу российские аукционные дома отказывались от сотрудничества с Bidspirit и не особенно доверяли интернет-торгам, то примерно пять лет назад можно было заметить массовый переход в онлайн. Сейчас почти все отечественные торги транслируются в интернете, и оттуда поступает значительная доля ставок, причем подавляющее большинство устроителей пользуются именно Bidspirit. Так что и аукционные дома, и их клиенты оказались неплохо подготовлены к условиям изоляции, хотя наступивший «коронакризис», летящая в пропасть российская экономика, а также затрудненность просмотра работ вживую (предаукционные выставки закрыты, хотя большинство аукционных домов устраивают частные просмотры для заинтересованных покупателей), конечно же, скажем осторожно, усложняют работу отечественных аукционов и снижают продажи.

В субботу 28 марта, когда уже был установлен «режим нерабочих дней», но в Москве еще не ввели ограничения на передвижение по городу, сразу несколько столичных аукционных домов провели торги. Ежемесячный аукцион русского и западноевропейского искусства «Русской эмали» состоялся в штатном режиме, то есть очно, но с возможностью торговаться по телефону, заочными бидами и интернет-трансляцией, показав стабильные результаты — около 40% проданных лотов, что примерно соответствует показателям аналогичных торгов в январе и феврале. «Литфонд» и «Антиквариум» отказались от аукционов с публикой в зале «в связи с эпидемиологической ситуацией», ограничившись торгами онлайн. Впрочем, результаты тоже неплохие: «Литфонд» продал все лоты аукциона современного искусства, хотя цены более чем демократичные (старт всегда 1 руб., а самая дорогая работа — картина Александра Казакова «Отрыв» 2016 года — продана за 75 тыс. руб.); у «Антиквариума» на торгах «Редкие книги и автографы. Иконы. Живопись. Плакаты. Самиздат и неофициальное искусство» около 60% проданных лотов, в том числе миллионные цены (например, «Вид Красной площади» 1950-х годов Дмитрия Налбандяна ушел за 1,7 млн руб., а «Кашмирская певица» 1931 года Александра Яковлева — за 1,4 млн руб.).

Первого апреля в онлайн-формате состоялись очередные торги Global Russians аукционного дома Pioner & Co, опять же через Bidspirit. Устроители выбрали десять лотов, средства от продажи которых будут переданы в пользу проекта «Просто спросить о COVID-19» Фонда профилактики рака. Среди таких благотворительных лотов — фотография императора Николая II, работы Маревны, портреты русских поэтов и программа бала La Grande Ourse, организованного Союзом русских художников. Из 174 выставленных на продажу лотов ушло 164, в том числе топ-лот — изображения интерьеров Павловского дворца кисти Василия Кучумова — за 320 тыс. руб.

Полностью виртуальные торги вынужденно освоил и аукционный дом «Среди коллекционеров» — 4 апреля он провел традиционный весенний аукцион антикварных книг, фарфора, фаянса и майолики. Несмотря на сложные обстоятельства (тут и текущая экономическая ситуация, и пандемия, и всеобщая неопределенность), участники торгов проявили активность и были даже крупные продажи. Например, почти за миллион — 950 тыс. руб. — ушел редкий коллекционный экземпляр «Девочки с венком» Конаковского фаянсового завода (1952, скульптор Мария Холодная).

В сегодняшних условиях очень важны новые инициативы и разнообразные антикризисные меры наших аукционных домов. Можно отметить подборку книг по искусству, истории и литературоведению «на период карантина», которую распродавал «Литфонд» 4 апреля, и запущенную Владимиром Овчаренко серию торгов «Все по 100 на карантине». Аукционы со стартовой ценой €100 — традиционный формат его аукционного дома Vladey, но здесь появились две важные особенности: во-первых, торги полностью переведены в интернет (их проводят на собственной платформе), во-вторых, теперь аукционы идут еженедельно по субботам. «Первые торги из серии „Все по 100 на карантине“ прошли успешно. 100% лотов продано. Средняя цена произведения искусства — 102000 рублей. До встречи в следующую субботу. Спасибо художникам и коллекционерам», — написал Владимир Овчаренко в Facebook по итогам аукциона 4 апреля. 

Вообще, для тех, у кого есть такая возможность, сейчас отличное время начать покупать искусство — не обязательно в коллекцию, скорее, чтобы порадовать себя или украсить дом. Любителям современного искусства наряду с Vladey стоит обратить внимание на аукционы Sturm, организованные одноименной кураторской группой из Санкт-Петербурга (еженедельные торги по вторникам на платформе Bidspirit). Тем, кто скучает по походам на блошиные рынки, хорошим «симулякром» в эпоху самоизоляции станут аукционы Udarnik — проект аукционного дома «12-й стул» на Bidspirit. Сейчас идут постаукционные продажи (тоже онлайн) торгов 2 апреля: столовое серебро, винтажная одежда, люстры «сталинского ампира» и живопись Натты Конышевой (есть любители) со стартом от 2 тыс. руб. Галерея «Альбион» назло карантину запустила заочный аукцион «Города, которые мы (временно) потеряли» — гравюры, виды любимых и популярных мест нашей планеты ежедневно выставляются на торги на странице галереи в Facebook со стартовой ценой 100 руб. Ставки можно делать в комментариях, побеждает тот, кто делает максимальную ставку в течение суток.

И самое главное — состоятся, пусть и виртуально, все основные торги месяца: 11 апреля у «Империи» и «Литфонда», 15 апреля у аукционного дома «В Никитском», планируются аукцион сезона у «Совкома» 23 апреля и другие.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+