18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ольга Шишко: «Первое, что мы сделаем, — расставим столы через залы музея»

ГМИИ им. А.С.Пушкина запускает проект, помогающий пережить изоляцию, — «100 способов прожить минуту». О новом проекте, который стартует 10 апреля, рассказывает заведующая отделом кино- и медиаискусства музея Ольга Шишко

Как и зачем придуман новый проект?

Наш новый проект «100 способов прожить минуту» мне лично очень помогает оставаться в домашней самоизоляции, но общаться со всем миром. Мне даже кажется, что до работы над ним я никогда не уделяла так много времени моим любимым художникам и искусствоведам, которые сейчас на карантине в самых разных уголках мира: Китае, Японии, Австралии, Европе и Америке. Мы почти постоянно в Skype, обсуждаем, как они будут участвовать в нашем проекте, который в какой-то мере игра для нас и для наших зрителей. Мы предлагаем коды и ходы, чтобы они смогли применить их и в личной стратегии самоизоляции. Это время не должно состоять только из работы на «удаленке», просмотра фильмов, разных флешмобов и онлайн-концертов, чем сейчас уже напичкано интернет-пространство. «100 способов прожить минуту» тоже будет идти в режиме онлайн, но давать примеры и того, как можно жить в самоизоляции в реальной жизни.

Из чего состоит этот проект?

Он состоит из двух разделов: «Время — категория созерцания» и «Медиакарантин». Сначала кратко о первом разделе. Самоизоляция заставляет нас остановиться, не бежать куда-то, как обычно, погрузиться в созерцание чего-либо, в нашем примере — произведений искусства. Сотрудники нашего музея выбирают из его коллекции произведения искусства, которые ассоциируются с замедлением времени и уединением и помогают лично им пережить самоизоляцию. Такие мини-лекции уже записали Марина Лошак, Илья Доронченков, Виктория Маркова, Светлана Загорская, Айнура Юсупова. К ним стали присоединяться коллеги из других музеев, например Екатерина Иноземцева, старший куратор «Гаража», комиссар Уральской индустриальной биеннале Алиса Прудникова, директор Нижегородского филиала ГЦСИ Анна Гор. Подключаются и наши друзья из Центра Помпиду, Тейт Модерн, Художественного музея округа Лос-Анджелес (LACMA), афинского Музея Бенаки. Они, в свою очередь, выбирают произведения из собственных собраний, комментируя их. На сегодняшний день у нас собралось довольно много историй, и еще порядка 25 искусствоведов и кураторов сейчас тоже записывают лекции.

А в «Медиакарантине» главными действующими лицами выступают художники?

Да, главным образом это пока художники, те, которых мы любим и с которыми работаем, но есть и примеры исторические. Ведь художники во все времена привыкли творить в режиме самоизоляции — тот же Тинторетто в XVI веке, когда случилась чума в Венеции. Эти примеры из прошлого и сегодня могут подсказать нам разные варианты уединения. Из современных художников с нами Марианне Хеске из Осло, Криста Зоммерер и Лоран Миньонно, приславшие из австрийского Линца свой ежедневный «коронадневник», китайский художник Ши Чжэн, предлагающий провести день в изоляции со знаменитым британским композитором-электронщиком Брайаном Ино. И это далеко не полный список тех, кто присоединился или присоединится к нашему «Медиакарантину». Отдельная история с австралийским видеохудожником Дереком Креклером, который участвует сделанным в мастерской уже в условиях карантина автопортретом, он назвал его «Вирус в студии». Мы недавно приобрели одну из работ Дерека в нашу коллекцию.

Ставите ли вы перед художниками, которых приглашаете, какие-то условия?

Мы обговорили только одно: они присылают лишь то, что делают сейчас в карантине или самоизоляции, неважно, в студии или еще где-то. Перед многими ведь стоял выбор — уединиться в мастерской или остаться дома. Не у всех, как у Александра Пономарева, тоже участника нашего проекта, мастерская находится в шаговой доступности от дома. Например, Дмитрий Булныгин, сейчас живущий во Франции, уверен, что лучшая самоизоляция — в лесу, в единении с природой, откуда он и прислал работу, в которой призывает не бояться бросать в костер произведения искусства, созданные специально с этой целью. В его видео это выструганные из дерева фигурки поросят. Вообще, неожиданно много собралось разных веселых работ, как «Свобода делать то, что хочется» Александры Дементьевой или «Музей самодельной вещи» Владимира Архипова, предлагающего воспользоваться сложившимися обстоятельствами и, вдохновившись примером народных умельцев, смастерить что-то своими руками. Некоторые художники сопровождают видео подробными инструкциями. Так, аргентинец Мариано Сардон в видео «Сколько длится твоя минута?» предлагает всем провести эксперимент со временем, используя определенные компьютерные коды. А бельгиец Давид Клербо, мастер медитативных погружений, придумал для нашего проекта целый философский монолог с иллюстрациями о чувствах и о том, как их можно разделить с другими. Размышлениями о течении времени в изоляции делится и арт-группа «Провмыза» в видео «Задвоение времени». Поскольку проект интернациональный, он запускается одновременно на русском и английском языках. 

Как вам кажется, будут ваши «100 способов прожить минуту» актуальны и после того, как пандемия закончится?

Да, я почти уверена в этом. Очевидно, что, как это бывало не раз в истории после эпидемий, все выбегут на улицы, начнут обниматься, целоваться, и это будет нечто вроде еще одной Феста дель Реденторе, самого красочного праздника в Венеции, учрежденного еще в XVI веке в честь избавления города от страшной чумы. Мы с Мариной Лошак даже придумали, что первое, что мы сделаем, когда все это закончится, — расставим столы через залы Пушкинского музея и пригласим всех общаться, здороваться за руку, есть за одним столом. Это будет другая реальность, более эмоциональная, может быть. Художники будут больше работать руками, лучше чувствовать материал: мы ведь успеем соскучиться по тактильным контактам. Меня потрясло появление лебедей на каналах опустевшей из-за коронавируса Венеции. Мне хочется думать, что и Москва, как Венеция, станет другой — чище и лучше. Может быть, и люди станут чище и лучше.


Сайт проекта «100 способов прожить минуту»
С 10 апреля

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+