Из-за пандемии коронавируса музеи и галереи закрылись по всему миру. Крупные учреждения надеются открыться вновь, а мелким грозит банкротство. И те и другие сокращают расходы, увольняя работников, трудившихся на полставки, и фрилансеров. Страдают галеристы, художники и многие другие представители профессий, связанных с искусством, не имеющие постоянного дохода. Какие меры предпринимаются в мире, чтобы поддержать культуру? Уже сейчас понятно, что незначительными усилиями тут не обойтись — надо вкладываться глобально. При этом становится очевидным, что у властей так много проблем в других отраслях, что деятелям культуры, этого «избыточного продукта», нужно очень громко напоминать о себе, чтобы им не забыли помочь из распределяемых сейчас бюджетов.
Лоббисты и министры
В США президент Трамп подписал законопроект об экономической помощи пострадавшим предприятиям и работникам в размере $2 трлн. Американские культурные институции заранее объединились, чтобы добиваться от Конгресса $4 млрд в помощь культуре. Однако их ждало разочарование: в этом экстренном бюджете для них нашлось только $200 млн. Эти средства предназначены федеральным агентствам, курирующим библиотеки, музеи, художников и гуманитарные науки. Лоббисты от культуры, например Том Шулер, глава отдела по взаимодействию с государством Метрополитен-музея, обещают не отступать. Впрочем, на этот раз они добились значительных льгот для благотворителей, что должно принести результаты.
Ситуация варьируется от страны к стране. Например, в Италии разговоры о государственной помощи культуре только начались и, очевидно, не выльются в конкретные решения, пока страна не выйдет из стресса и жесткого карантина. Итальянская культурная федерация Confindustria Cultura Italia уже заявила о необходимости распространения протекционистских мер на отрасль культуры, включая налоговые льготы и конкретную адресную помощь. А директора итальянских музеев передали министру культуры петицию, инициированную культурно-пропагандистской группой Federculture, где призывают создать кризисный национальный художественный фонд.
В других странах, наоборот, министры культуры работают на опережение. В этом смысле всех, в том числе американцев и англичан, просто потрясла Германия, которая 25 марта объявила о том, что выделит €50 млрд (не миллионов!) на поддержку художников и учреждений культуры. Финансирование будет распределяться несколькими способами — в виде грантов (владельцам бизнеса, художникам на покрытие накладных расходов), ссуд предприятиям (на текущие расходы и тому подобное). Фрилансеры получат право на дополнительные выплаты. Самозанятым лицам и малым предприятиям будет выделяться до €9 тыс. единовременно раз в три месяца. Максимально упрощен доступ специалистов в области культуры и СМИ к базовым социальным пособиям. Меры разработаны очень подробные, для самых разных категорий граждан.
Прочие европейские страны выступают скромнее. Так, Швейцария выделила на поддержку культуры, в том числе отдельных художников, 280 млн швейцарских франков (около €265 млн). О большом и проработанном пакете мер объявил французский министр культуры — они выделяют €22 млн. Впрочем, на изобразительное искусство там пришлось только €2 млн, а вот на музыку — целых €10 млн. Любопытно, что во Франции внесли специальные поправки в закон об интеллектуальной собственности, чтобы организации, коллективно управляющие авторскими правами, могли потратить часть дохода на поддержку ныне живущих художников.
Испании, где ситуация в связи с пандемией почти так же плачевна, как в Италии, тоже не до антикризисных мер в области культуры. Министр культуры и спорта Хосе Мануэль Родригес Урибес просто взял и публично заявил, что в столь тяжелое время культура должна стоять на последнем месте в списке приоритетов. В ответ представители различных профессиональных ассоциаций — кино, театра и прочих — составили для него список из 52 конкретных мер, начиная со снижения НДС на билеты. Теперь бедного министра постоянно теребят члены различных ассоциаций, союзов, главы учреждений и требуют активных действий.
Фрилансеры и малый бизнес
В США и Западной Европе многие частные учреждения культуры и деятели искусств подпадают под глобальные программы помощи бизнесу (в особенности малому), фрилансерам и самозанятым, потерявшим источник заработка. Достаточно заполнить необходимые анкеты и подать заявки. Скажем, правительство Великобритании объявило о выделении до £50 млрд на индивидуальные гранты фрилансерам и мелким компаниям. Работающие не по найму и фирмы, где не больше пяти сотрудников, могут подать заявку на разовый грант в размере до £9 тыс. Отдельных квот «для культуры» в таких общих проектах обычно нет.
Бывают и казусы в том, как отрасль культуры пользуется льготами от государства. Например, ряд независимых музеев США подал заявки на участие в программе по защите заработной платы Payroll Protection Program (PPP), благодаря которой они могут получить государственные средства на покрытие расходов (заработная плата, налоги и другие расходы). Согласно свежему закону о помощи государства в связи с коронавирусной пандемией — Coronavirus Aid, Relief, and Economic Security Act (CARES), предприятие, претендующее на помощь в выплате зарплаты, должно либо сохранить своих работников, либо вернуть обратно уже уволенных. Так что теперь музеи набирают людей обратно, чтобы подать такие заявки. (Кстати, по оценкам Американского альянса музеев, 30% музеев не смогут вновь открыться без помощи от правительства.)
Чтобы воскресить культурную активность в городах, снова «вдохнуть в них жизнь», мэрии, муниципалитеты и фонды мегаполисов — Лос-Анджелеса, Нью-Йорка, Чикаго и ряда других — тем временем обещают помощь деятелям культуры, многие из которых были заняты неполный рабочий день, художественным галереям и выставочным площадкам — как коммерческим, так и некоммерческим. Речь идет даже о небольших суммах. Например, Бостонский фонд помощи художникам начал принимать заявки на гранты в размере $500 и $1 тыс. В Нью-Йорке на это потратят $75 млн, причем именно на некоммерческие учреждения культуры.
Меценаты и конкурсы
В коронавирусном кризисе лучше всего себя проявляют культурные благотворительные организации, уже много лет занимающиеся распределением финансирования. Скажем, Художественный совет Англии поддержит художников и арт-организации, перенаправив средства своих грантовых программ. Кроме того, он создает чрезвычайный финансовый пакет в £160 млн — помощь из него будет оказана как организациям, так и частным лицам: £90 млн предназначено организациям из давно сформированного «портфеля» совета, £50 млн получат «свежие» организации, а £20 млн — отдельные лица, включая фрилансеров, художников и других работников культуры.
В России аналогичным образом поступил Благотворительный фонд Владимира Потанина, заявив о переориентации новых грантов, а также о том, что уже выданные гранты можно будет потратить на зарплату и другие цели, которые теперь внезапно стали очень актуальными. А фонд V-A-С продлил прием заявок на грантовую программу «Музей в предельном состоянии».
Американские частные фонды также заявляют о намерениях поддержать культуру долларом. Например, Фонд Дж.П.Гетти сообщил, что выделит $10 млн на поддержку художественных организаций Лос-Анджелеса. Размер отдельных грантов будет составлять от $25 тыс. до $200 тыс. До этого $5 млн художникам и нью-йоркским некоммерческим организациям пообещал Фонд Хелен Франкенталер. Фонд Энди Уорхола переориентирует свою программу грантов: $1,6 млн получат художники в 16 городах США, и деньги, в отличие от обычных условий программы, теперь можно будет потратить на питание и жилье. Сейчас фонд вошел в коалицию из более чем 20 благотворителей, аккумулирующую и распределяющую средства на поддержку художников. Вообще, число американских организаций, настроенных давать адресные гранты художникам, пострадавшим от пандемии коронавируса, оказалось очень большим, хотя суммы часто символические. Это реально будут «деньги на еду», что во времена, которые уже начали сравнивать с Великой депрессией, может оказаться вполне нелишним для богемы.
Российский художник Хаим Сокол недавно выступил с предложением, чтобы призовой фонд премии «Инновация» был просто поделен между рядовыми работниками художественной индустрии. Так сделал, например, британский Фонд Пола Хамлина, обычно дающий десяти победителям ежегодного конкурса по £60 тыс. В этом году все художники и композиторы, номинированные на премию и отвечающие критериям (более 100 человек), получат по £10 тыс. каждый.
Российское Министерство культуры, будем надеяться, тоже готовит свой план поддержки отечественной арт-индустрии.