18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Метрополитен-музей отмечает 150-летие

Пандемия серьезно скорректировала юбилейные планы музея, но не отменила их насовсем

«Во времена подъема национализма как никогда важно показывать взаимосвязь культур и демонстрировать общее культурное наследие», — заявил в недавнем интервью директор нью-йоркского Метрополитен-музея Макс Холляйн. Учитывая, что Met сейчас закрыт из-за пандемии COVID-19, сотрясающей весь мир, такой посыл должен стать вдвойне актуальным.

В этом году, 13 апреля, исполняется 150 лет со дня основания Метрополитен-музея, однако серия юбилейных торжеств и выставок, включая специально подготовленный исторический экскурс «Создавая Met. 1870–2020», была вынужденно приостановлена. В музее уже заявили о $100 млн убытков, которые институция понесет из-за карантина и ряда неизбежных кадровых сокращений. Однако, когда он вновь распахнет свои двери, его афиша может пополниться выставками по мотивам последних мировых событий.

Что касается юбилейной программы, то выставка «Создавая Met» (должна была открыться 30 марта и работать до 2 августа) посвящена страницам истории музея, а другие инициативы так или иначе переосмысливают концепт «глобального музея в XXI веке», настаивая на том, что весь мир — единое, хотя и крайне неоднородное сообщество. Например, новая экспозиция под названием «Перекрестки» объединяет предметы из разных музейных отделов, подчеркивая общий опыт, лежащий в основе изучения прежде разрозненных областей. Так, на ширмах эпохи Эдо (XVII век) изображено прибытие европейских купцов в Японию, что привело к плодотворному обмену достижениями цивилизации и идеями между Западом и Востоком. А скульптурный портрет древнеримского императора Константина Великого делит подиум с не менее сакральным изваянием — статуей бога дождя (IX век), которому поклонялись индейцы майя. В честь 150-летия музей расширит постоянную экспозицию и дополнит ее новыми приобретениями. Среди ожидаемых экспонатов — тибетская военная маска, подаренная бывшим куратором отдела азиатского искусства Стивеном Коссаком, и полотно Carousel State (1968) Сэма Гиллиама.

Все это делается для того, чтобы полнее представить разные мировые культуры и размыть то, что Холляйн в эссе для каталога к «Создавая Met» называет «устаревшими моделями классификации» энциклопедического музея эпохи Просвещения. А кроме того, это попытка открыть перед музеем новые перспективы, поскольку исторически его коллекция складывалась под влиянием вкусов состоятельных нью-йоркских коллекционеров.

Метрополитен был создан в 1870 году группой меценатов и художников, убежденных в том, что городу нужен музей, который мог бы конкурировать с лондонским Музеем Виктории и Альберта или парижским Лувром. Однако интересы почитателей искусства тогда и на протяжении многих десятилетий оставались однобокими. «Их занимали прежде всего античная история и страны, упомянутые в Библии, — говорит Андреа Байер, заместитель директора по хранению и управлению. — Еще они интересовались великой китайской цивилизацией, европейскими традициям. А вот другие огромные части земного шара не слишком их волновали». Например, мезоамериканские произведения искусства Метрополитен долгое время отсылал в Американский музей естественной истории и в Бруклинский музей.

Только в конце XX века кое-что из сосланного вернули и объединили с завещанным Рокфеллером собранием артефактов из стран Африки и Океании, и на базе этой коллекции возник отдел Африки, Океании и обеих Америк. «Я хорошо помню, как открылось это крыло и какое сильнейшее впечатление тогда произвело и обладание этим невероятным художественным наследием, которого прежде публика не видела, и та открытость миру, что оно создавало, — рассказывает Байер. — То же самое можно сказать и о галереях исламского искусства, созданных в 1975 году».

Работа над ошибками

С одной стороны, Метрополитен старался полнее и активнее демонстрировать искусство всего мира, с другой — в музее, по словам Байер, «все больше запутывались в том, как показывать современное искусство во всем его спектре». Статус послевоенного и современного искусства здесь был почти столь же неоднозначным, как у археологических находок из раскопок Met в Египте и на Ближнем Востоке в начале XX века или у похоронных и церемониальных объектов североамериканских индейцев. Вспомним, что Метрополитен не всегда высоко ценил искусство настоящего — в свое время музей отказался от коллекции американского современного искусства Гертруды Уитни, которую она предложила ему в 1929 году.

Выставка «Создавая Met» напоминает и о печально известной экспозиции 1969 года «Гарлем во мне», посвященной центру культурной жизни афроамериканцев. Выставка имела этнографический характер, на ней не было представлено ни одной картины или скульптуры афроамериканского художника — только фотографии. По словам Байер, музей «неподобающе повел себя по отношению к художникам из Гарлема, неподобающе повел себя по отношению к художникам из Нью-Йорка; это были неверные шаги, и почти наверняка мы их все еще совершаем».

Сегодня в Метрополитен размышляют о своих прошлых и нынешних ошибках, а его директор надеется привлечь в музей как можно более широкую аудиторию. «Я думаю, идея энциклопедического музея, объединяющего культуры мира в одном здании, по-прежнему актуальна», — говорит Холляйн, уточняя при этом, что нужно отойти от «линейного нарратива, чтобы собрать и переплести многочисленные и взаимосвязанные истории».

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+