18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Эрмитаже отреставрированы уникальные скульптуры Петра Клодта

№82
Материал из газеты

Эти изображения племенных английских жеребцов когда-то украшали личные покои Николая I

Небольшие кабинетные скульптуры, выполненные Петром Клодтом (1805–1867) из гипса по заказу императора Николая I, многие десятилетия находились в фондах Эрмитажа в почти руинированном состоянии. После комплексной научной реставрации, которая продолжалась несколько лет, фигурам коней были возвращены их первоначальный облик и экспозиционный вид.

Конные памятники и статуи, созданные этим мастером для оформления площадей, зданий, мостов и триумфальных арок, отлично известны и в России, и за рубежом. Знаменитые кони Клодта украшают в Петербурге Аничков мост через Фонтанку, Нарвские триумфальные ворота. Конный памятник Николаю I на Исаакиевской площади устоял даже под натиском революционной бури 1917 года. После Октября его неоднократно пытались снести, но новая власть все-таки признала шедевром инженерной мысли (статуя стоит всего на двух опорах), и он остался на своем месте.

А вот кабинетные работы Клодта, тем более скульптуры из гипса, были почти неизвестны. До наших дней дошло всего три таких авторских произведения из раскрашенного гипса; два из них — изображения скакуна Мидлетона и английского фермерского жеребца — хранятся в отделе западноевропейского искусства Эрмитажа. Но с 1830-х годов и по сию пору их мало кто видел. Сначала потому, что это были вещи из личных покоев императора (обе гипсовые фигуры стояли в туалетной комнате Николая I в Аничковом дворце), позднее — потому что они долго находились в чрезвычайно плачевном состоянии.

По словам Александры Богдановой, художника-реставратора лаборатории научной реставрации скульптуры и цветного камня Эрмитажа, когда пять лет назад статуэтки поступили к ним, гипс был сильно разрушен. «Гипс — очень хрупкий материал, его непросто сохранять, но даже металлические каркасы внутри скульптур были деформированы, а гривы и хвосты изо льна практически отсутствовали, — рассказала реставратор корреспонденту The Art Newspaper Russia. — Потребовалось время, чтобы найти единственно верное решение: как зафиксировать фигуры и восстановить утраченные детали. Для этого мы тщательно подбирали аналогичные работы Клодта из Научно-исследовательского музея Российской академии художеств и Русского музея. А хвосты и гривы было решено выполнить из окрашенного шелка, в отличие от авторских — изо льна».

В 1833 году из Англии в Россию для улучшения породы привезли породистого скакуна Мидлетона, победителя скачек Derby Stakes. Император Николай I заказал Петру Клодту его модель, а также кабинетную скульптуру английского фермерского жеребца. Мастер не только сам выполнил небольшие гипсовые фигуры (30 см в высоту), но и лично их дорабатывал — раскрашивал, используя масляную краску очень жидкой консистенции, которую наносил тонкими слоями, чтобы имитировать кожу и создать приближенные к реальным цветовые переходы. А также сам подбирал и окрашивал льняные нити для грив и хвостов.

Уникальны эти скульптуры не только тем, что автор выполнил их лично от гривы до хвоста, но и реальным портретным сходством моделей с оригиналами. Это вообще была отличительная черта Петра Клодта: он всегда лепил своих коней с натуры, выбирая конкретных животных. Уникальные черты постарались сохранить и реставраторы. «Мы очень тщательно подбирали аналоги, изучали технологии и материалы, — говорит Александра Богданова. — Долго искали исходники, которые находились в других музеях, бесконечные сверки и поездки заняли много времени. Нам удалось найти практически идентичные варианты фигур, поскольку скульптор нередко использовал одни и те же гипсовые модели в нескольких работах. Кроме того, мы восстановили технологию и материалы авторской тонировки».

Сейчас в пространстве Восточной галереи Зимнего дворца открыта выставка «Работы П.К.Клодта. К завершению реставрации» (по плану — до 14 апреля), где можно увидеть не только восстановленные гипсовые фигуры Мидлетона и английского фермерского жеребца, но и другие кабинетные скульптуры мастера. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+