Небольшие кабинетные скульптуры, выполненные Петром Клодтом (1805–1867) из гипса по заказу императора Николая I, многие десятилетия находились в фондах Эрмитажа в почти руинированном состоянии. После комплексной научной реставрации, которая продолжалась несколько лет, фигурам коней были возвращены их первоначальный облик и экспозиционный вид.
Конные памятники и статуи, созданные этим мастером для оформления площадей, зданий, мостов и триумфальных арок, отлично известны и в России, и за рубежом. Знаменитые кони Клодта украшают в Петербурге Аничков мост через Фонтанку, Нарвские триумфальные ворота. Конный памятник Николаю I на Исаакиевской площади устоял даже под натиском революционной бури 1917 года. После Октября его неоднократно пытались снести, но новая власть все-таки признала шедевром инженерной мысли (статуя стоит всего на двух опорах), и он остался на своем месте.
А вот кабинетные работы Клодта, тем более скульптуры из гипса, были почти неизвестны. До наших дней дошло всего три таких авторских произведения из раскрашенного гипса; два из них — изображения скакуна Мидлетона и английского фермерского жеребца — хранятся в отделе западноевропейского искусства Эрмитажа. Но с 1830-х годов и по сию пору их мало кто видел. Сначала потому, что это были вещи из личных покоев императора (обе гипсовые фигуры стояли в туалетной комнате Николая I в Аничковом дворце), позднее — потому что они долго находились в чрезвычайно плачевном состоянии.
По словам Александры Богдановой, художника-реставратора лаборатории научной реставрации скульптуры и цветного камня Эрмитажа, когда пять лет назад статуэтки поступили к ним, гипс был сильно разрушен. «Гипс — очень хрупкий материал, его непросто сохранять, но даже металлические каркасы внутри скульптур были деформированы, а гривы и хвосты изо льна практически отсутствовали, — рассказала реставратор корреспонденту The Art Newspaper Russia. — Потребовалось время, чтобы найти единственно верное решение: как зафиксировать фигуры и восстановить утраченные детали. Для этого мы тщательно подбирали аналогичные работы Клодта из Научно-исследовательского музея Российской академии художеств и Русского музея. А хвосты и гривы было решено выполнить из окрашенного шелка, в отличие от авторских — изо льна».
В 1833 году из Англии в Россию для улучшения породы привезли породистого скакуна Мидлетона, победителя скачек Derby Stakes. Император Николай I заказал Петру Клодту его модель, а также кабинетную скульптуру английского фермерского жеребца. Мастер не только сам выполнил небольшие гипсовые фигуры (30 см в высоту), но и лично их дорабатывал — раскрашивал, используя масляную краску очень жидкой консистенции, которую наносил тонкими слоями, чтобы имитировать кожу и создать приближенные к реальным цветовые переходы. А также сам подбирал и окрашивал льняные нити для грив и хвостов.
Уникальны эти скульптуры не только тем, что автор выполнил их лично от гривы до хвоста, но и реальным портретным сходством моделей с оригиналами. Это вообще была отличительная черта Петра Клодта: он всегда лепил своих коней с натуры, выбирая конкретных животных. Уникальные черты постарались сохранить и реставраторы. «Мы очень тщательно подбирали аналоги, изучали технологии и материалы, — говорит Александра Богданова. — Долго искали исходники, которые находились в других музеях, бесконечные сверки и поездки заняли много времени. Нам удалось найти практически идентичные варианты фигур, поскольку скульптор нередко использовал одни и те же гипсовые модели в нескольких работах. Кроме того, мы восстановили технологию и материалы авторской тонировки».
Сейчас в пространстве Восточной галереи Зимнего дворца открыта выставка «Работы П.К.Клодта. К завершению реставрации» (по плану — до 14 апреля), где можно увидеть не только восстановленные гипсовые фигуры Мидлетона и английского фермерского жеребца, но и другие кабинетные скульптуры мастера.