18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Находки с Биржевой площади готовы к передаче в музей

Часть находок, сделанных во время археологических раскопок в центре Москвы, отреставрировали и обещают показать в одном из столичных музеев

Работа с артефактами, обнаруженными во время раскопок на перекрестке Ильинки и Богоявленского переулка, длилась два с половиной года. Сейчас часть из них, в том числе шлем, фрагменты доспеха, огнестрельного и холодного оружия, а также целый комплект кандальника (кандалы ножные, ручные, ошейник, цепь), готовы к передаче в музей и экспонированию.

«В 2017 году археологам удалось обнаружить целый „кладовый“ комплекс предметов вооружения, ремесленных инструментов и некоторых других вещей. Это очень ценный материал, потребовавший довольно продолжительного научного изучения. Эксперты утверждают, что полученные данные значительно обогащают представления о средневековой Москве и роли Великого посада. В ходе проведенных исследований было установлено, что все артефакты датируются XVI — началом XVII века», — рассказал глава Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.

Раскопки начались на площади в центре Москвы в связи с ее благоустройством: тут планировалось сделать фонтан. В середине лета 2017 года в процессе земляных работ стали обнаруживаться фрагменты каменной кладки — основание церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, стоявшей здесь с 1558 по 1779 год и входившей в состав подворья Иосифо-Волоцкого монастыря. Общественное движение «Архнадзор» мгновенно потребовало привлечь максимальное внимание к работам и перевести их на профессиональный уровень. В результате сооружение технической (подземной) части фонтана было приостановлено и в раскоп пришли археологи, и даже палеонтологи. Всего здесь было найдено порядка 800 артефактов, изучена площадь более 140 кв. м. Мощность культурного слоя составляла 3,5 м без учета углубленных ниже материковой поверхности построек — там мощность слоя достигла 4,5–5 м, рассказали в Мосгорнаследии.

Несмотря на предложения общественников устроить на Биржевой площади археологический музей (например, накрыв место находок стеклом, как сделано в Кремле, там, где прежде стоял Чудов монастырь), остатки стен, фундаментов и подклетов решено было законсервировать и снова засыпать грунтом. Как объяснял тогда Леонид Кондрашев, главный археолог города Москвы, участки каменной и кирпичной кладки сначала укутали геотканью, которая не позволит влаге их разрушить, а затем равномерно засыпали мелкозернистым песком, что образует своеобразную подушку безопасности. Сверху водрузили обещанный фонтан.

Многочисленные находки из раскопок тщательно исследовали и кое-что уже распределили по музеям. Например, часть деревянной лестницы XVI века, которая вела в подклет мастерской ремесленника, располагавшейся на территории подворья. Ее удалось восстановить и перенести в Музей Москвы.

Сегодня к передаче в музеи и экспонированию готовы и другие объекты. Среди них — отреставрированная так называемая мисюрка, железный шлем мисюрского типа в виде полусферы с медным орнаментированным крепежом под плюмаж на верхушке и перфорацией по краю под глухую кольчужную бармицу. А также наруч латного доспеха, колесцовый ружейный замок и фрагмент клинкового оружия (польской «карабелы» или гусарского палаша) — типичного вооружения всадника.

В какой из московских музеев будут переданы эти предметы, в Мосгорнаследии пока не уточняют.

Самое читаемое:
1
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
2
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
Выставка в фонде In artibus в каком-то смысле возвращает публике незаслуженно подзабытое имя Ивана Хруцкого — художника, снискавшего в XIX веке славу главного в России мастера натюрмортов
20.12.2024
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
В России 11 картин и 16 рисунков великого романтика — это самое большое собрание за пределами Германии. Кураторы выставки «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» собрали в Эрмитаже почти все эти работы
10.12.2024
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
6
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
В Музеях Московского Кремля закончили восстановление коронационного платья жены Николая I, императрицы Александры Федоровны. Облачение 1826 года находилось в работе десять лет — впрочем, чистого времени на воссоздание было потрачено гораздо меньше
05.12.2024
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
7
На манускрипте Войнича обнаружились следы расшифровки XVII века
Мультиспектральные изображения позволили увидеть, что давний владелец средневекового памятника, пользующегося славой самого таинственного в мире манускрипта, пытался самостоятельно разгадать его секреты — но, судя по всему, в этом не преуспел
26.11.2024
На манускрипте Войнича обнаружились следы расшифровки XVII века
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+