18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Греческая страсть к «русскому ван Гогу»

«Жизнь и приключения Анатолия Зверева. Молодые годы» — так называется каталог выставки из собрания Димитрия Апазидиса, состоявшейся в Музее AZ этой весной

Как известно, наиболее преданным почитателем и собирателем произведений Анатолия Зверева (1931–1986) был Георгий Костаки (1913–1990). Именно его коллекция пять лет назад легла в основу московского Музея AZ. Но Костаки был не одинок в этом своем пристрастии. Зверевым интересовались и другие ценители, причем еще в 1950-е годы, когда художник только начинал получать признание в неофициальных кругах. Среди тех немногих, кто по достоинству оценил раннего Зверева, оказался и Димитрий Апазидис (1918–1994), сотрудник сначала греческого, а позже шведского посольства, соотечественник и друг Костаки. Прочий дипкорпус подтянулся к ним позже.

До своего отъезда в 1974 году из Москвы в Стокгольм Апазидис приобрел у автора несколько сотен работ, графических и живописных. После смерти коллекционера его собрание опекают сыновья, Георгий и Николас Апазидисы. При их содействии и по инициативе основательниц упомянутого Музея AZ Наталии Опалевой и Полины Лобачевской около 250 произведений демонстрировались в Москве на выставке «Жизнь и приключения Анатолия Зверева». Так же назван и каталог — с подзаголовком «Молодые годы».

Действительно, почти все вещи здесь датированы 1950–1960-ми годами, с редкими вкраплениями начала 1970-х. Именно этот период знатоки считают наиболее значимым в творчестве Зверева. Немаловажно и то, что своему «постоянному клиенту» художник иногда предлагал целые подборки — в виде серий или тематических блоков. Такие работы в каталоге закономерно соседствуют, и любопытно сравнивать их между собой, будь то зарисовки лыжников или типажные портреты обитателей родного для Зверева района Сокольники. Особая же биографическая печать ложится на еще одну серию портретов, где изображены члены семьи художника — жена Люся и дочь Верочка. Надо сказать, матримониальные мотивы были совсем не характерны для этого «странствующего рыцаря».

Другая редкость — гуашевые или фломастерные беспредметные композиции начала 1960-х. В каталоге они опубликованы в разделе под названием «Супрематика»; впрочем, геометрические элементы играют в этих работах совсем иную роль, нежели подразумевалось Малевичем. Они тяготеют к бессознательной игре на грани анархии, что отсылает, скорее, к приемам ташизма, еще недавно крайне модного в Западной Европе, а советской аудитории знакомого разве что по репродукциям в заграничных журналах. Хотя Зверев и без западных влияний был прирожденным, причем необузданным, экспрессионистом — вероятно, это и должен подчеркнуть несколько эксцентричный дизайн каталога.

Поскольку речь идет о единой коллекции, довольно логично, что главным рассказчиком в издании выступает сам Димитрий Апазидис. Его мемуары воспроизведены здесь или в формате личных высказываний, или в пересказе других участников событий — сына Георгия и знаменитого реставратора Саввы Ямщикова (1938–2009). Однако вербальным лейтмотивом, а не только визуальным, оказывается все тот же Зверев. Каталог испещрен его афоризмами наподобие «Гремят колеса трамваев — живопись» или «Художник должен быть свидетелем дел животного и растительного мира». Или еще вот такое: «Истинное искусство должно быть свободным, что очень трудно, потому что жизнь скованна». 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+