Коммерческий успех пришел к Дженни Савиль (р. 1970) необычайно рано. В 1992 году фоторедактор Times купил картину Propped на ее выпускной выставке в Школе искусств Глазго и разместил массивный обнаженный автопортрет британской художницы на обложке субботнего приложения к газете. Обложка привлекла внимание Чарльза Саатчи, и он стремительно скупил все произведения художницы, которые удалось найти. Вскоре после этого она обнаружила желтый офисный стикер с номером телефона Саатчи на стене своей университетской мастерской. А уже через несколько недель переехала в Лондон и на протяжении почти двух лет работала исключительно на Саатчи. Результатом их сотрудничества стала выставка в его галерее в 1994 году.
Три года спустя пять полотен Савиль вошли в знаменитую экспозицию «Молодых британских художников» «Сенсация» в лондонской Королевской академии художеств. Выставка переехала в Нью-Йорк, где Савиль заметил нью-йоркский дилер Ларри Гагосян, с тех пор вот уже более 20 лет представляющий художницу. Выставка дюжины новых портретов ее кисти должна была открыться этой весной в Гонконге параллельно с Art Basel, но и ярмарку и выставку отменили из-за пандемии коронавируса.
Цены
С 2008 года на торги выставлялось всего 29 работ Савиль (частные продажи ее произведений столь же редки), но каждый раз, когда какая-то из них выходит на рынок, цены неизменно поднимаются. Особенно резкий взлет произошел в последние три года. В октябре 2018-го на лондонских торгах Sotheby’s был установлен новый аукционный рекорд: Propped, которую в 2004 году купил в галерее Gagosian менеджер по вопросам управления из Нью-Джерси Дэвид Тейгер, ушла с молотка за £9,5 млн, сделав Савиль самой дорогой из ныне живущих художниц.
Савиль предпочитает не зацикливаться на этом статусе. Она говорит: «Если мне хватает денег на то, чтобы жить и работать, мне отлично. Если я остановлюсь и задумаюсь об этих цифрах и о том, что происходит на рынке, мне станет страшно. Но я нахожусь в счастливом неведении и могу просто сосредоточиться на работе».
Представители Gagosian тоже неохотно обсуждают ее рынок — галерея отказалась давать комментарии для этого материала. Говорят, что цены на картины прямиком из мастерской художницы колеблются от £1,5 млн до £2,5 млн в зависимости от размера.
Эмма Бейкер, возглавляющая вечерние торги послевоенного и современного искусства Sotheby’s в Лондоне, отмечает, что повышение в последние годы интереса к творчеству женщин в целом способствовало и росту цен на картины Савиль. «Тот факт, что ее произведения так прекрасно коллекционируются, за них идет столь ожесточенная борьба на аукционах, служит отражением общей тенденции к признанию заслуг художниц и интереса к сильным женским фигурам», — полагает Бейкер.
Лондонская галеристка Пилар Ордовас, периодически работающая с произведениями Савиль на вторичном рынке, говорит, что художница пишет дольно мало и при этом обладает устоявшимся кругом очень преданных коллекционеров.
Ее считают наследницей таких художников-фигуративистов, как Люсьен Фрейд и Фрэнсис Бэкон, хотя, как отмечает Ордовас, у всех троих очень разный подход. «Раньше Дженни сравнивали с Люсьеном, но они совершенно не похожи, потому что Люсьен всегда писал с натуры, а Дженни, как правило, берет за основу фотографии», — рассказывает Ордовас. В этом отношении творческий метод Савиль ближе к Бэкону, который тоже избегал работы с натурщиками.
Несмотря на сравнение с первыми именами, у Савиль было мало музейных выставок. Ее первый в Великобритании персональный показ состоялся лишь в 2012-м, в Музее современного искусства в Оксфорде, а первая большая ретроспектива в Лондоне ожидается по окончании ремонта в Национальной портретной галерее в 2023 году.
Наибольший интерес для коллекционеров представляют картины Савиль, созданные в 1990-е, когда набирали популярность «Молодые британские художники». Впрочем, сама она никогда не причисляла себя к этой художественной группе, большинство членов которой учились в лондонском колледже «Голдсмит» и выбрали карьеру художников-концептуалистов. В тот период Савиль в основном писала женские фигуры, в том числе свою, но с тех пор отказалась от изображения женских тел в пользу более неопределенных, трансгендерных образов, в которых соединяются черты разных полов.
По наблюдению Ордовас, хотя выше всего ценятся самые ранние работы художницы, нынешняя переоценка в мире искусства способствовала росту цен и на ее более новые произведения. «Выставки Савиль полностью распродаются, а круг ее коллекционеров носит по-настоящему международный характер», — говорит она.
В последнее время Савиль уделяет все больше внимания рисунку. Отчасти это вынужденный шаг: с рождением детей у нее появилась необходимость работать быстро. Впрочем, рисунок хорош и тем, что позволяет передавать ощущение движения. Недавно несколько ее рисунков масляной пастелью были проданы за £500 тыс. каждый. В их числе «Исида и Гор» (2011), моделями для которого послужили дети художницы, в 2016 году ушедший с молотка на торгах Sotheby’s за £509 тыс., вдвое выше эстимейта.
Коллекционеры
Если поначалу рынок Савиль был европейским, то со временем, по словам Тессы Лорд, возглавляющей вечерние торги современного искусства Christie’s в Лондоне, она начала «привлекать коллекционеров со всего света». Особенно заметен рост интереса со стороны покупателей из Азии. В 2016 году картину «Сдвиг» (1996–1997) приобрели на Sotheby’s владельцы шанхайского музея «Лун», супруги Лю Ицянь и Ван Вэй. «Художница, изначально связанная с „Молодыми британскими художниками“ и выставкой „Сенсация“, Дженни отчасти обязана своим успехом выходу на мировой рынок, — говорит Лорд. — Она обладает гораздо более универсальной и международной привлекательностью».
Правда ли, что интерес к Савиль растет и в России? Не исключено, если судить по отчету дилера Кенни Шахтера на сайте artnet, которому удалось выяснить, что анонимный покупатель Propped — не кто иной, как российский инвестор Александр Гринберг, чей сводный брат Герман Хан является совладельцем «Альфа-Групп», которой принадлежит пятый по величине банк России. В Sotheby’s, что неудивительно, отказались от комментариев.
Подводные камни
Не каждый коллекционер решится повесить у себя над обеденным столом неприукрашенные изображения обнаженных тел. Но, как справедливо отмечает Ордовас, прямолинейность Савиль является неотъемлемой частью ее привлекательности. «Дженни не боится браться за большие вещи и заставлять зрителя смущаться при взгляде на ее произведения — а ведь именно это и должно делать великое искусство», — говорит галеристка.
Главная проблема, с которой сталкиваются коллекционеры, — нехватка произведений на рынке. Хотя Савиль и любит трудиться над несколькими полотнами параллельно, она известна тем, что работает медленно и иногда возвращается к картинам несколько лет спустя. За ее первичным рынком пристально следят, а частные продажи на рынке вторичном не менее редки, так что, когда ее работы все-таки выходят на него, конкуренция за них неизменно высока. Как говорит Бейкер, «если вам удалось заполучить одну из них, вы счастливчик».