18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Маурицхейс раскроет новые тайны «Девушки с жемчужной сережкой» Вермеера

Благодаря тщательному анализу исследователи смогли получить новые данные о живописной технике и красках, которые использовал нидерландский мастер

Музей Маурицхейс 28 апреля представит результаты всестороннего технического анализа «Девушки с жемчужной сережкой» (около 1665) Яна Вермеера, углубляющие понимание того, как написана одна из самых знаменитых в мире картин.

В начале 2018 года международная команда реставраторов, ученых и исследователей на протяжении двух недель изучала картину в специально сооруженной реставрационной мастерской со стеклянными стенами в одном из залов Маурицхейса, благодаря чему публика получила возможность следить за ходом работ.

Руководила исследовательским проектом, получившим известность под названием «Девушка в центре внимания», реставратор живописи в Маурицхейсе Эбби Вэндивер, работавшая со специалистами ряда других институций, в том числе амстердамского Рейксмузеума и Делфтского технического университета. До этого картину в последний раз в ходе реставрации обследовали в 1994 году.

В специальном блоге Вэндивер описывает вопросы, ответы на которые искали специалисты: «Какими материалами пользовался Вермеер и откуда они? При помощи каких техник он добивался столь тонких оптических эффектов? Как выглядела картина первоначально и как она менялась с течением времени?» Ответить на них помогли такие методы, как цифровая микроскопия, неинвазивные техники визуализации и сканирования, а также анализ образцов краски.

Блог содержит подробную информацию о холсте, пигментах, масле и других материалах, которые Вермеер использовал при создании произведения. В разделе под названием «Пока сохнет краска» Вэндивер пишет: «Как Вермеер смешивал краски, которыми написана „Девушка с жемчужной сережкой“? Как и большинство нидерландских художников XVII века, он использовал краски на масляной основе». По ее словам, связывающей основой красок Вермеера служило масло из семян льна.

«Пользуясь тем, что масляные краски сохнут медленно, Вермеер смешивал на „Девушке с жемчужной сережкой“ разные цвета и работал с красками уже после их нанесения. Чтобы создать эффект мягкого перехода между светом и тенью — например, на тонкой коже на щеке девушки, — он брал мягкую сухую кисть и прямо на холсте смешивал не успевшие засохнуть краски», — пишет она.

В другом разделе Вэндивер описывает ход исследования красочной поверхности при помощи микроскопа. «Жемчужина приковывает к себе взгляд не только потому, что она дала название картине, но и потому, что Вермеер поместил ее в самый центр композиции. А вы знали, что это, может быть, вовсе и не настоящая жемчужина? Специалисты по костюму и ювелирным изделиям считают, что она неправдоподобно велика. Возможно, Вермеер немного преувеличил ее размеры, чтобы привлечь к ней внимание… При многократном увеличении видно, что жемчужина написана всего несколькими мазками свинцовых белил».

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
5
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+