Вот уже в восьмой раз мы публикуем наш традиционный ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев. Впервые он выходит только в виртуальном формате: редакцией The Art Newspaper Russia принято решение не издавать майский номер газеты на бумаге.
Сейчас про преемственность от прошлого к будущему говорить трудно. Но вот, «что было до коронавируса», оценить можно, и в этом рейтинг способен помочь. Он фиксирует статистику и общее положение дел в 2019 году, то есть накануне больших потрясений. Не исключено, что собранные и ранжированные нами сведения у кого-то из читателей вызовут ощущение ностальгии — мол, какой же цветущей, безмятежной выглядит теперь недавняя музейная жизнь. Другие читатели обнаружат здесь совсем иное — хронические проблемы и узкие места, с которыми необходимо будет решительно расставаться в новой, послевирусной реальности. Гадание на рейтинге — жанр специфический, но допустимый. Так или иначе, статистика открывает возможности для самых разных интерпретаций и выводов.
Согласно подсчетам Министерства культуры РФ, в 2019 году по стране в целом зафиксировано свыше 155 млн музейных посещений, включая участников образовательных программ и массовых мероприятий. Это на 1 млн больше, чем годом ранее. То есть рост был не взрывной, но все же ощутимый. Добавим, что в сводной минкультовской статистике не учтены сведения от музеев с негосударственным статусом, а их не так уж мало: например, в Ассоциацию частных музеев России сейчас входит 560 институций из многих регионов. В нашем столичном чарте (но не в региональных) довольно велика доля музеев именно негосударственных. Хотя здесь не обходится, увы, без потерь. На сей раз вы не обнаружите в рейтинге Институт русского реалистического искусства, который год назад занимал 19-ю строчку в перечне самых посещаемых художественных музеев Москвы и Санкт-Петербурга. Этого музея, основанного меценатом Алексеем Ананьевым в 2011 году, больше нет.
Как правило, высокие позиции в наших чартах занимают одни и те же институции, хотя от года к году происходят заметные перестановки внутри иерархии. Бывает еще, что картина несколько меняется и в связи с тем, что мы уточняем свои «жанровые критерии» применительно к тому или иному учреждению культуры. Например, в этом году Музеи Московского Кремля впервые включены в рейтинг столичных художественных музеев, а не «музеев с территорией», как прежде. Такая перестановка неминуемо повлекла за собой подвижки в верхней части обеих таблиц.
Разумеется, конкурировать по посещаемости с теми же Музеями Кремля, с Эрмитажем, Третьяковской галереей, Русским музеем мало кто способен. Но вот ведь удается же Мультимедиа Арт Музею опережать Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, а Музею Фаберже и «Гаражу», амбициозным «частникам», подбираться довольно близко к показателям Государственного исторического музея. Тут, правда, нелишне напомнить, что посещаемость — отнюдь не единственный критерий оценки работы музеев. Никто не отменял других важнейших функций: хранения, приобретения, систематизации, исследования. Однако культурно-историческая миссия и высоколобые задачи не могут оправдывать отсутствия привлекательности для зрителей. Собственно говоря, директора музеев знают об этом лучше кого бы то ни было. И вовсе не случайно в нашем рейтинге музейные гиганты сопоставляются с популярными выставочными площадками вроде «Эрарты» или Центра фотографии имени братьев Люмьер. В части научной весомости вторым, скорее всего, не тягаться с первыми, но почему бы не посоперничать в борьбе за зрителя?
Таблица посещаемости художественных музеев в регионах производит двойственное впечатление. Прежние лидеры вроде бы на своих местах и с подросшими показателями, но в середине и конце списка обнаруживаются бурные перемены. Отчасти они спровоцированы тем, что мы расширили этот чарт по сравнению с прошлым годом — сейчас в нем 15 позиций вместо прежних 10. Однако количественное приращение в группе лидеров не выглядит механическим: распределение мест оказалось более затейливым, чем простая сумма прежней десятки и добавленных участников. Кстати, похожая картина наблюдается и в рейтинге историко-краеведческих музеев в регионах — в схематическом виде здесь почти то же самое.
Еще один важный чарт посвящен уже упомянутым «музеям с территорией»: парковым комплексам, ландшафтным и историко-архитектурным музеям, кремлям. Это весьма солидная категория с многомиллионными посетительскими оборотами. Напомним, к слову, что именно музеи-заповедники из лидирующей тройки — «Петергоф» и «Царское Село» — оказались минувшим летом на грани коллапса из-за рекордного наплыва китайских туристов. Есть подозрение, что в наступающем сезоне подобного эффекта не случится, но свою лепту в прошлогоднюю статистику китайцы уже внесли. Впрочем, подросла посещаемость не только у питерских дворцов и парков — в других местах тоже зафиксирован рост, но точечно, не у всех подряд. В прошлом году он выглядел более явным и повсеместным. Возможное объяснение: внутренний туризм после нескольких лет подъема начал упираться в некие препятствия, объективные или субъективные. Причем еще до всякой пандемии.
Та же гипотеза может касаться и другой таблицы, где сведены данные по литературным и мемориальным музеям, а также музеям-усадьбам. Здесь тоже усматриваются колебания в обе стороны от прошлогодних цифр, хотя большинство учреждений из топ-15 все же показывает рост. А вот персональные приоритеты у публики остаются из года в год неизменными. Имя Александра Сергеевича Пушкина встречается в этом списке четырежды (и еще один раз подразумевается — в случае с музеем-усадьбой «Остафьево»); имя Владимира Ильича Ленина возникает дважды — применительно к местам рождения и смерти вождя мирового пролетариата (Ульяновск и подмосковные Горки). По-прежнему в большом почете Есенин, Лермонтов, Лев Толстой, Тютчев, Циолковский и Чайковский. Между прочим, не зарастает народная тропа и к музею Бориса Ельцина в Екатеринбурге.
Наконец, про тематические музеи. Эту категорию, несколько условную, мы впервые выделили в рейтинге за 2018 год, чтобы собрать воедино сведения от военно-исторических, естественно-научных, научно-технических и этнографических музеев. Первые предсказуемо лидируют: музеи-заповедники, посвященные Сталинградской битве и обороне Севастополя, вновь возглавляют этот рейтинг с семизначными цифрами посещаемости. Высоки показатели и ведомственных музеев Министерства обороны — Военно-морского в Петербурге и Вооруженных Сил в Москве. Из сугубо или относительно гражданских институций свою высокую популярность еще раз подтвердили Музей Мирового океана в Калининграде, Дарвиновский музей и Музей космонавтики в Москве, Кунсткамера в Петербурге. Обратите внимание, что и этот чарт мы расширили в нынешнем году до топ-15.
В завершение искренне благодарим музеи, откликнувшиеся на нашу просьбу о данных. На этот раз сбор сведений для рейтинга был сопряжен с дефицитом обратной связи; некоторые музеи реагировали в духе «не готовы предоставить информацию в связи со сложившейся ситуацией». Ситуация — пандемия, карантин, надвигающийся экономический кризис — действительно трудная. Тем горячее наша признательность. Особенная благодарность — Министерству культуры РФ. Благодаря его поддержке мы смогли учесть даже те институции, которые не ответили на наш запрос напрямую.
Рейтинг подготовили: Дарья Глушко, Татьяна Маркина, Дмитрий Смолев, Азиза Тахирова, Динара Шарлапаева, Светлана Янкина
Методология
• • •
В рейтинге учитывались посетители постоянных экспозиций и временных выставок (в том числе в составе экскурсий), а также участники культурно-образовательных программ и массовых мероприятий.
• • •
Показатели всех музеев приведены с учетом филиалов, если таковые имеются.
• • •
Благодарим Министерство культуры РФ за доступ к АИС «Статистика», данные которой использовались при составлении рейтинга посещаемости наряду со сведениями музеев.