18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Умер Джермано Челант

«Бедное искусство» осталось без куратора. 80-летний классик, определявший мировую моду на то, какие выставки сейчас нужны, скончался в Милане от последствий коронавируса

Джермано Челант олицетворяет собой тот редкий в художественном мире случай, когда человек, начавший карьеру более полувека назад, уходит не просто важным героем прошлого, а современным триумфатором, чьи идеи воодушевляют всё новые поколения.

Джермано Челант родился в 1940 году в Генуе, где и учился истории искусства. Место в учебниках молодой критик обеспечил себе в 1967 году, когда придумал концепцию арте повера, «бедного искусства», объединившую таких разных и ярких художников, как Алигьеро Боэтти, Джильберто Дзорио, Яннис Кунеллис, Марио Мерц, Пино Паскали, Микеланджело Пистолетто. В Европе тогда искали антитезу напористому американскому поп-арту, и арте повера с его тягой к настоящим, натуральным, природным материалам и субстанциям — огню, воде, земле и правде жизни — оказалось асимметричным, но убедительным ответом массовой культуре.

С 1977 года статьи Джермано Челанта появлялись во влиятельном интернациональном журнале Artforum. Он сделал множество выставок современного итальянского искусства по всему миру, в том числе в Центре Помпиду в Париже, в Королевской академии в Лондоне, в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке. Позднее его, противопоставившего европейцев американцам, даже пригласили поработать в Гуггенхайм. В 1997 году он возглавил 47-ю Венецианскую биеннале. В начале 2000-х курировал эпохальную выставку «Искусство и архитектура» в родной Генуе, которая в тот момент была назначена культурной столицей Европы.

В последние десятилетия Челант стал частью кураторского интернационала, высшей лиги мирового современного искусства, определяющей интеллектуальные тренды. В качестве такого важного советчика и авторитета в 2003 году он приезжал в Москву на симпозиум, где обсуждалась перспектива создания в российской столице биеннале современного искусства (биеннале у нас появилась и долгое время держала международную планку).

И даже несмотря на все эти достижения, можно предположить, что новый взлет Челанта-куратора оказался для многих неожиданным. Его последний, блестящий период деятельности связан с итальянским Фондом Prada, куда знаменитый дизайнер Миучча Прада пригласила его художественным директором. И, как можно предположить, дала ему карт-бланш на самые фантастические затеи.

Выставка в венецианском пространстве Фонда Prada «Когда отношения становятся формой» в рамках биеннале в 2013 году стала мировой сенсацией. Вся художественная общественность взахлеб обсуждала безумную идею реконструировать давнишнюю одноименную выставку концептуального искусства, ставшую манифестом этого важного направления, — с найденными и привезенными из разных музеев и коллекций работами, точным воспроизведением очертаний залов и расстояний, на которых произведения находились друг от друга, и тому подобным. Новая концепция выставок-реконструкций оказалась весьма плодотворной, и, например, в Москве в фонде «Екатерина» куратор Елена Селина повторила подвиг Челанта, но уже на материале московского искусства 1990-х. А куратор Марат Гельман воскресил челантовскую идею арте повера в музее в Перми, собрав тоже очень важную выставку «Русское бедное».

Сам маэстро развил успех, подготовив уже в миланском пространстве Фонда Prada в 2018 году поистине грандиозную ретроспективу итальянского искусства эпохи Муссолини «Post Zang Tumb Tuuum: искусство — жизнь — политика. Италия 1918–1943», не побоявшись весьма противоречивого исторического контекста. На открытии выставки он дал интервью нашей газете. В кафе фонда, оформленном режиссером Уэсом Андерсом в стиле 1960-х, я ждала Джермано Челанта в очереди журналистов. Когда появился щеголеватый пожилой красавец в кожаном пиджаке и затемненных очках, сразу стало понятно, что передо мной — суперзвезда.

И правда, мало найдется людей, чьи идеи светят так ярко и долго.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+