18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Умер Джермано Челант

«Бедное искусство» осталось без куратора. 80-летний классик, определявший мировую моду на то, какие выставки сейчас нужны, скончался в Милане от последствий коронавируса

Джермано Челант олицетворяет собой тот редкий в художественном мире случай, когда человек, начавший карьеру более полувека назад, уходит не просто важным героем прошлого, а современным триумфатором, чьи идеи воодушевляют всё новые поколения.

Джермано Челант родился в 1940 году в Генуе, где и учился истории искусства. Место в учебниках молодой критик обеспечил себе в 1967 году, когда придумал концепцию арте повера, «бедного искусства», объединившую таких разных и ярких художников, как Алигьеро Боэтти, Джильберто Дзорио, Яннис Кунеллис, Марио Мерц, Пино Паскали, Микеланджело Пистолетто. В Европе тогда искали антитезу напористому американскому поп-арту, и арте повера с его тягой к настоящим, натуральным, природным материалам и субстанциям — огню, воде, земле и правде жизни — оказалось асимметричным, но убедительным ответом массовой культуре.

С 1977 года статьи Джермано Челанта появлялись во влиятельном интернациональном журнале Artforum. Он сделал множество выставок современного итальянского искусства по всему миру, в том числе в Центре Помпиду в Париже, в Королевской академии в Лондоне, в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке. Позднее его, противопоставившего европейцев американцам, даже пригласили поработать в Гуггенхайм. В 1997 году он возглавил 47-ю Венецианскую биеннале. В начале 2000-х курировал эпохальную выставку «Искусство и архитектура» в родной Генуе, которая в тот момент была назначена культурной столицей Европы.

В последние десятилетия Челант стал частью кураторского интернационала, высшей лиги мирового современного искусства, определяющей интеллектуальные тренды. В качестве такого важного советчика и авторитета в 2003 году он приезжал в Москву на симпозиум, где обсуждалась перспектива создания в российской столице биеннале современного искусства (биеннале у нас появилась и долгое время держала международную планку).

И даже несмотря на все эти достижения, можно предположить, что новый взлет Челанта-куратора оказался для многих неожиданным. Его последний, блестящий период деятельности связан с итальянским Фондом Prada, куда знаменитый дизайнер Миучча Прада пригласила его художественным директором. И, как можно предположить, дала ему карт-бланш на самые фантастические затеи.

Выставка в венецианском пространстве Фонда Prada «Когда отношения становятся формой» в рамках биеннале в 2013 году стала мировой сенсацией. Вся художественная общественность взахлеб обсуждала безумную идею реконструировать давнишнюю одноименную выставку концептуального искусства, ставшую манифестом этого важного направления, — с найденными и привезенными из разных музеев и коллекций работами, точным воспроизведением очертаний залов и расстояний, на которых произведения находились друг от друга, и тому подобным. Новая концепция выставок-реконструкций оказалась весьма плодотворной, и, например, в Москве в фонде «Екатерина» куратор Елена Селина повторила подвиг Челанта, но уже на материале московского искусства 1990-х. А куратор Марат Гельман воскресил челантовскую идею арте повера в музее в Перми, собрав тоже очень важную выставку «Русское бедное».

Сам маэстро развил успех, подготовив уже в миланском пространстве Фонда Prada в 2018 году поистине грандиозную ретроспективу итальянского искусства эпохи Муссолини «Post Zang Tumb Tuuum: искусство — жизнь — политика. Италия 1918–1943», не побоявшись весьма противоречивого исторического контекста. На открытии выставки он дал интервью нашей газете. В кафе фонда, оформленном режиссером Уэсом Андерсом в стиле 1960-х, я ждала Джермано Челанта в очереди журналистов. Когда появился щеголеватый пожилой красавец в кожаном пиджаке и затемненных очках, сразу стало понятно, что передо мной — суперзвезда.

И правда, мало найдется людей, чьи идеи светят так ярко и долго.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+