Джермано Челант олицетворяет собой тот редкий в художественном мире случай, когда человек, начавший карьеру более полувека назад, уходит не просто важным героем прошлого, а современным триумфатором, чьи идеи воодушевляют всё новые поколения.
Джермано Челант родился в 1940 году в Генуе, где и учился истории искусства. Место в учебниках молодой критик обеспечил себе в 1967 году, когда придумал концепцию арте повера, «бедного искусства», объединившую таких разных и ярких художников, как Алигьеро Боэтти, Джильберто Дзорио, Яннис Кунеллис, Марио Мерц, Пино Паскали, Микеланджело Пистолетто. В Европе тогда искали антитезу напористому американскому поп-арту, и арте повера с его тягой к настоящим, натуральным, природным материалам и субстанциям — огню, воде, земле и правде жизни — оказалось асимметричным, но убедительным ответом массовой культуре.
С 1977 года статьи Джермано Челанта появлялись во влиятельном интернациональном журнале Artforum. Он сделал множество выставок современного итальянского искусства по всему миру, в том числе в Центре Помпиду в Париже, в Королевской академии в Лондоне, в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке. Позднее его, противопоставившего европейцев американцам, даже пригласили поработать в Гуггенхайм. В 1997 году он возглавил 47-ю Венецианскую биеннале. В начале 2000-х курировал эпохальную выставку «Искусство и архитектура» в родной Генуе, которая в тот момент была назначена культурной столицей Европы.
В последние десятилетия Челант стал частью кураторского интернационала, высшей лиги мирового современного искусства, определяющей интеллектуальные тренды. В качестве такого важного советчика и авторитета в 2003 году он приезжал в Москву на симпозиум, где обсуждалась перспектива создания в российской столице биеннале современного искусства (биеннале у нас появилась и долгое время держала международную планку).
И даже несмотря на все эти достижения, можно предположить, что новый взлет Челанта-куратора оказался для многих неожиданным. Его последний, блестящий период деятельности связан с итальянским Фондом Prada, куда знаменитый дизайнер Миучча Прада пригласила его художественным директором. И, как можно предположить, дала ему карт-бланш на самые фантастические затеи.
Выставка в венецианском пространстве Фонда Prada «Когда отношения становятся формой» в рамках биеннале в 2013 году стала мировой сенсацией. Вся художественная общественность взахлеб обсуждала безумную идею реконструировать давнишнюю одноименную выставку концептуального искусства, ставшую манифестом этого важного направления, — с найденными и привезенными из разных музеев и коллекций работами, точным воспроизведением очертаний залов и расстояний, на которых произведения находились друг от друга, и тому подобным. Новая концепция выставок-реконструкций оказалась весьма плодотворной, и, например, в Москве в фонде «Екатерина» куратор Елена Селина повторила подвиг Челанта, но уже на материале московского искусства 1990-х. А куратор Марат Гельман воскресил челантовскую идею арте повера в музее в Перми, собрав тоже очень важную выставку «Русское бедное».
Сам маэстро развил успех, подготовив уже в миланском пространстве Фонда Prada в 2018 году поистине грандиозную ретроспективу итальянского искусства эпохи Муссолини «Post Zang Tumb Tuuum: искусство — жизнь — политика. Италия 1918–1943», не побоявшись весьма противоречивого исторического контекста. На открытии выставки он дал интервью нашей газете. В кафе фонда, оформленном режиссером Уэсом Андерсом в стиле 1960-х, я ждала Джермано Челанта в очереди журналистов. Когда появился щеголеватый пожилой красавец в кожаном пиджаке и затемненных очках, сразу стало понятно, что передо мной — суперзвезда.
И правда, мало найдется людей, чьи идеи светят так ярко и долго.