В Музее современного искусства земли Бранденбург в Котбусе, расположенном в сотне километров к юго-востоку от Берлина, посетители разбиваются на пары и встают, держась за противоположные концы специальных тростей длиной ровно 1,5 м — именно такую минимальную дистанцию правительство Германии предписывает соблюдать не живущим вместе людям. Это же расстояние размечено на полу при помощи клейкой ленты (и одного взгляда на нее достаточно, чтобы осознать, что дистанция между посетителями берлинских супермаркетов гораздо меньше).
«Музей — это пространство свободы, спроектированное специально для того, чтобы открывать новые горизонты мысли, но мы не существуем вне связей с окружающей реальностью», — говорит Ульрике Кремайер, директор котбусского музея, вернувшегося к работе 1 мая.
Музей современного искусства земли Бранденбург обладает самой большой в Германии коллекцией восточногерманского искусства и располагается в здании бывшей дизельной электростанции, построенной в 1927 году. Сейчас здесь проходит выставка, посвященная фотографии 1990 года — года объединения Германии. В числе прочих в экспозиции представлены работы Барбары Клемм и Герхарда Геблера. Она успела проработать всего две недели перед тем, как музею пришлось временно закрыться в начале марта.
Музей ввел дополнительные меры безопасности: установил на прилавки защиту из оргстекла и закупил для посетителей дезинфицирующее средство для рук, что, как жалуется Кремайер, «обошлось в целое состояние». «Кто-то здорово наживается на всем этом», — говорит она.
Сотрудники рассчитали, сколько посетителей могут единовременно находиться в каждом из залов, не нарушая ограничение в 20 кв. м на человека, и пришли к выводу, что предельная вместимость музея составляет 100 человек. «Наши посетители — здравомыслящие люди, — говорит Кремайер. — Думаю, проблем не будет».
По ее словам, в обычное время значительную часть аудитории музея составляют групповые экскурсии, но в этом году их возобновления ждут не раньше осени. Сейчас вместо них индивидуальным посетителям и парам предлагаются 20-минутные экскурсии за символическую плату в €2. Ношение масок не обязательно, но рекомендуется.
В фойе котбусского музея демонстрируют видео, где Кремайер рассказывает о различных средствах индивидуальной защиты в общественном пространстве, которые в прошлом предлагали художники и архитекторы. Директор музея планирует интегрировать в его пространство и другие элементы экспозиции на тему пандемии. «Например, сейчас рукопожатие стало считаться невежливым, — говорит она. — Чем заменить эту древнюю форму приветствия, которая изначально служила жестом мира, способом показать, что вы не вооружены?»
Открытие музеев в Германии происходит постепенно, и в разных землях действуют разные инструкции. Берлинским музеям разрешили открыться уже на этой неделе, но пока что о планах воспользоваться этой возможностью объявили лишь некоторые из них. «Подготовить музей к открытию — нетривиальная задача», — объяснил в интервью журналу Monopol президент Фонда прусского культурного наследия Герман Парцингер. По его словам, один из главных вопросов заключается в том, сколько времени посетители обычно проводят в одном зале, поскольку теоретически это может повысить риск заражения.
Власти Германии обсуждают создание «фонда культурной инфраструктуры» для поддержки институций, потерявших доходы вследствие карантина. Культурный совет, ассоциация институций в сфере культуры и творчества, призывает выделить на это €500 млн.
Правительство страны 30 апреля объявило о выделении €10 млн на обеспечение мер безопасности в маленьких и средних музеях, выходящих из карантина. Национальная ассоциация музеев предложила также определить специальные временные интервалы для представителей уязвимых групп, увеличить часы работы, участить и усилить уборку и предоставлять посетителям маски по требованию.
«Необходимо сделать так, чтобы поток посетителей распределялся равномерно», — сказал Парцингер журналу Monopol. Он отказался назвать точные даты открытия государственных музеев Берлина, но сказал, что поначалу откроются лишь некоторые из них. Посетители будут обязаны носить защитные маски, а билеты на определенные временные интервалы будут продаваться в интернете.
В числе первых в Берлине музеев, которые вернутся к работе, музей декоративно-прикладного искусства имени Брехана, открывающийся 12 мая с выставкой художника Ганса Балушека (1870–1935), и новое крыло дворца Шарлоттенбург, которое распахнет свои двери в тот же день. Главная территория дворца по-прежнему закрыта. В Немецком историческом музее 11 мая заработает выставка, посвященная Ханне Арендт, однако его основное здание пока также закрыто. Музей Барберини в Потсдаме открылся 6 мая с выставкой Клода Моне, которую продлили до 19 июля (по плану она должна была работать с 22 февраля по 1 июня). Как сообщил директор музея Ортруд Вестхайдер, в первый день они приняли 80 посетителей, по 10 в час, менее трети от обычного количества.
Несмотря на то что «упаковку» Триумфальной арки в Париже решили перенести на 2021 год, в культурном центре Deutsche Bank в Берлине — Palais Populaire с 6 мая проходит ретроспектива под названием «Христо и Жанна-Клод. Проекты 1963–2020 годов из коллекции Ингрид и Томаса Йоххайм». В экспозицию вошел проект по «упаковке» Рейхстага, осуществленный дуэтом 25 лет назад.
В Дрездене с 5 мая открыта обновленная Картинная галерея старых мастеров, которая сейчас принимает не более 200 посетителей единовременно. Им предлагается оставить на сайте контактную информацию, чтобы их можно было проинформировать в том случае, если выяснится, что в музее побывал носитель коронавируса. Во Франкфурте 6 мая открылся выставочный зал Ширн, а 9 мая его примеру последует Музей Штеделя.