Директор Управления государственной коллекцией мебели и предметов интерьера Франции Эрве Лемуан намерен выставить на продажу 100 объектов из собрания на осеннем аукционе в поддержку работников системы здравоохранения. Он подчеркивает, что в их число «не войдет ни одного уникального предмета мебели».
Лотами запланированного на 20 и 21 сентября аукциона будут объекты, созданные в период правления Луи-Филиппа I (1830–1848). Всю прибыль направят в Фонд больниц Парижа и больниц Франции, который возглавляет супруга нынешнего президента страны Брижит Макрон.
Редактор сайта La Tribune de l’Art Дидье Рикнер выражает обеспокоенность этим решением: «Это будут не шедевры, но само заявление о распродаже „сокровищ“, пылящихся в хранилищах, может заставить некоторых политиков решить, что распродавать государственные коллекции законно. Если сегодня мы можем продавать предметы мебели, то почему бы завтра не сделать то же самое с живописью и скульптурой из запасников наших музеев, особенно с такой благородной целью, как борьба с коронавирусом?»
В государственную коллекцию входит более 130 тыс. объектов, которые хранятся в главном хранилище управления, расположенном неподалеку от Мануфактуры Гобеленов в 13-м округе, и на других складах на окраинах Парижа. Предметы интерьера из государственной коллекции используются для меблировки замков, дворцов и посольств Франции, а также официальных резиденций, в том числе Елисейского дворца. «Теоретически коллекция неотчуждаема (то есть ее нельзя распродавать. — TANR), однако продажа мебели, которая больше не используется и при этом не обладает исторической ценностью, возможна по решению специальной внутренней комиссии», — пишет Сильви Кервьель в Le Monde.
«Пользуясь терминологией аукционистов, это не выдающиеся объекты… которые украшали интерьеры государственных зданий и ряда национальных дворцов. Но даже в национальных дворцах есть менее выдающиеся произведения искусства и более обычная мебель. Они внесены в список „Б“ государственной коллекции — чтобы отличать их от списка „А“, к которому относятся важные либо выдающиеся вещи», — поясняет Эрве Лемуан сайту La Tribune de l’Art.
Классификация объектов позволяет, как считает глава управления, отделить зерна от плевел. «На наших складах шедевры и кособокие шкафы хранятся в одних и тех же условиях. Поэтому для удобства нужно выделять по-настоящему важные вещи, чтобы эффективнее заботиться о них», — полагает Лемуан.
Высокие расходы на аренду многочисленных складских помещений истощают ресурсы Управления государственной коллекцией мебели и предметов интерьера. «На сегодняшний день аренда этих площадей съедает почти 30% нашего бюджета, который можно было бы направить на реставрацию и приобретение по-настоящему выдающихся вещей», — сетует Лемуан. Он также напоминает, что в 2023 году в Пантене, северо-восточном пригороде Парижа, должно открыться новое здание Национального центра пластических искусств, где расположатся и фонды его управления.
«Управление государственной коллекцией мебели и предметов интерьера хранит большое количество предметов мебели, которые уже не используются и которым не место в музее. Это километры складских площадей, содержание которых обходится очень дорого. Но то, как преподносится эта распродажа — в помощь фонду Брижит Макрон, — попросту неправильно», — добавляет Дидье Рикнер.
Управление также собирается учредить фонд в размере €450 тыс. для поддержки мастеров, создающих и реставрирующих мебель. «Еще одна инициатива управления касается создания специального закупочного комитета. Молодые дизайнеры и мастера смогут представлять на его рассмотрение свои идеи и проекты, которые мы будем приобретать и затем воплощать», — говорит Лемуан.