Традиционные торги русским искусством, которые дважды в год, весной и осенью, привлекают взгляды коллекционеров к Лондону, в нынешнем непростом году тоже состоятся. Аукционный дом MacDougall’s проведет их даже раньше обычного, уже 16 мая. Лоты выставлены на сайте аукционного дома, на них можно делать ставки, а сами торги пройдут в интернет-пространстве. Как отмечает Екатерина Макдугалл, директор дома, «этот аукцион включает в себя исключительные работы, оцененные более чем скромно».
Среди самых заметных лотов — морской пейзаж Михаила Ткаченко «Встреча царя Николая II и президента Французской Республики Армана Фальера в гавани Шербур 31 июля 1909 года» (эстимейт £80–120 тыс.). Картина происходит из собрания президента Фальера, которому она была подарена после подписания франко-русского союза перед началом Первой мировой войны. Это большое, более чем двухметровое полотно было воспроизведено в газете «Новое время» в августе 1911 года и во французской прессе тех лет.
Совсем небольшая картина Василия Верещагина «Иконостас церкви Иоанна Богослова на реке Ишня» была написана специально к выставке художника в 1888 году в Париже, собравшей восторженные отзывы. Позже выставка совершила триумфальное турне по Соединенным Штатам, которое закончилось в ноябре 1891 года в Нью-Йорке грандиозным аукционом. Тогда полотно было приобретено американским нефтяным магнатом Силасом Пейном, директором компании Standard Oil, в то время монополиста в нефтяной промышленности США. Теперь картина снова вышла на торги, ее эстимейт £25–40 тыс.
Среди самых дорогих работ — эффектное полотно Константина Коровина «Эйфелева башня ночью» (1924) (£150–250 тыс.). Отдельного упоминания заслуживает коллекция из 20 работ Юрия Анненкова, в числе которых большой «Натюрморт с бутылками и цветами» (£70–120 тыс.) и гуашь «Обнаженная в мастерской» (£50–90 тыс.), написанные в первые годы пребывания художника в Париже. Коллекция также включает эскизы костюмов — не только для театра, но и для кинематографа (в середине 1930-х Анненков увлекся кино и был даже номинирован на премию «Оскар» как художник по костюмам).
Послевоенное русское искусство представлено на аукционе работами нонконформистов и московских концептуалистов, художников до- и постперестроечного периодов. Это грандиозные «Лужники» Валерия Кошлякова (£35–50 тыс.), работа «Номер 8» (1992) из серии «Почтовые открытки» Ивана Чуйкова (£25–30 тыс.), живопись Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, рисунки Павла Пепперштейна.
Другие лондонские аукционные дома, судя по всему, пойдут по тому же пути: торги русским искусством не отменены, но переведены в онлайн-режим. Аукцион русской живописи Sotheby’s откроется 26 мая и завершится 2 июня для живописи и 3 июня для прикладного искусства. Дата торгов русским искусством Christie’s пока не анонсирована.
UPD: Аукцион перенесен и состоится 30 мая.