18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Более половины людей с инвалидностью испытывают в музеях дискомфорт

Политехнический музей, готовящийся к открытию, провел онлайн-опрос в рамках развития своих инклюзивных программ

Политехнический музей поделился результатами интернет-опроса на тему «Как родители детей с инвалидностью оценивают опыт посещения культурных институций». В опросе приняли участие 224 человека, из них люди с инвалидностью составили 11,6%, остальные — родители детей с инвалидностью.

Более половины участников опроса — 64% — говорят о том, что испытывают отрицательные эмоции при посещении учреждений культуры. Основные их чувства — тревога, волнение и страх.

Родители детей с инвалидностью по умолчанию не доверяют учреждению перед посещением, часто их негативный опыт вызван неуважительным или нетактичным поведением его сотрудников. К этому добавляются проблемы, связанные с непродуманным техническим оснащением музеев.

Музеи плохо оборудованы для посещения зрителями на колясках или с физическими особенностями развития — часто проезд невозможен или неудобен. «Кроме собственно передвижения затруднение вызывает и осмотр самой экспозиции. Например, витрины в музеях расположены намного выше уровня глаз (родители стараются приподнимать ребенка, но быстро устают), если на выставке предполагается интерактивная часть, то она тоже бывает недоступна людям на колясках (кнопки, элементы экспонатов расположены слишком высоко)», — говорится в отчете. Дети с особенностями ментального развития часто не имеют возможности и места отдохнуть или переключиться в ходе посещения учреждения, нет специальных экскурсий или просто возможности сопровождения. Родители детей с нарушением зрения отмечают малое количество экспонатов или макетов, которые можно трогать. Навигация по музею для слабовидящих и слепых людей обычно не предусмотрена или затруднена.

В Политехе работу с людьми намерены выстроить таким образом, чтобы эти сложности при его посещении не возникали, для этого здесь был создан специальный совет по доступности. Уже сейчас эксперты музея делают вывод, что часть тревог может быть снята на этапе подготовки к посещению, если на сайте имеется информация о том, как музей устроен (в первую очередь о доступности среды) и какая есть поддержка в случае необходимости (сопровождение и/или информация о том, к кому из работников можно обратиться при возникновении проблем, специализированная программа экскурсий).

Стоит добавить, что российские музеи ведут огромную работу по созданию доступной среды. Флагманы в этом направлении — Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, где с 2016 года реализуется программа «Доступный музей» и ежегодно проводится Международный инклюзивный фестиваль, и Музей современного искусства «Гараж» — там с 2015 года работает отдел инклюзивных программ и люди с инвалидностью становятся не просто наблюдателями, но активными созидателями (при их участии была организована выставка «Единомышленники»).

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
5
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
6
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
7
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+