18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Лучшие лекции по искусству онлайн

Лекции по искусству представлены в интернете в обширном ассортименте: циклами и по случаю выставки, строго научные, научно-популярные, авторские, энциклопедические, новые и проверенные временем. Мы выбрали самые лучшие из доступных на русском языке

Arzamas.academy — «Курсы» — «Искусство»: развлекательно и познавательно, научно и популярно

Самоопределение у Arzamas.academy, существующей пять лет, амбициозное: «магический проект, посвященный истории культуры». Трудно сказать, при чем тут магия, но ресурс Arzamas.academy очень хорош и исключительно разнообразен. Здесь есть как популярные, так и неожиданные темы и сюжеты из всевозможных гуманитарных дисциплин. Способы презентации знаний четко продуманы: от лекций известных ученых до проверочных тестов, шпаргалок и игрушек на тему.

Например, курс «Русский авангард» состоит из пяти лекций (по 10–15 минут) крупнейшего исследователя этого направления Андрея Сарабьянова, их конспектов и аудиоверсий. Затем идут «Материалы по курсу», их 20, в том числе «Краткий учебник по русскому авангарду» в 115 тыс. знаков, где научно-популярно рассказано о поисках классиков отечественного авангарда в театре, кино, музыке, архитектуре и скульптуре. Кроме того, здесь рассмотрены отдельные проблемы и сюжеты, например «Малевич и Шагал». Среди развлечений — «Поиграйте с ребенком в тихие игры 20-х годов», откуда можно скачать материалы для склеивания макета дома Моссельпрома, заимствованные из журнала «Мурзилка» 1926 года, и наглый пазл пяти картин «Соберите авангард из кусочков». В конце — краткое изложение курса, занимающее 5 минут.

Хронометраж — мания Arzamas.academy. Чем короче, тем зазывнее. Но, поскольку к составлению материалов привлекаются отличные профессионалы, они могут отделить главное от необязательного. Так что «Самая быстрая история русского искусства ХХ века от Дягилева до Павленского: минимум знаний для всех, кто правда хочет понимать, что он видит в музее» написана Галиной Ельшевской, искусствоведом, куратором и редактором серии «Очерки визуальности» в издательстве НЛО, лауреатом Премии The Art Newspaper Russia, безупречно. Хотя эта история не такая уж и короткая — 3 часа 5 минут 10 секунд. Читают текст с выражением напористый Сергей Шнуров и нежная Полина Кутепова.

Но есть и совсем короткие, буквально скороговоркой прочитанные материалы, которые надо прослушать не раз, чтобы что-то осталось в голове. Впрочем, такие мини-тексты и подборки вроде «XX век: все главные стили живописи в одной таблице» и существуют, скорее, как шпаргалки для повторения перед экзаменом.

Озаглавлено большинство материалов вопросительно: «Что такое поп-арт?», «Как отличить геометрическую абстракцию от экспрессивной?», «Какие из живописных стилей придумали в России?», «Как распознать ар-деко?». Иногда, правда, кажется, что ответы не вполне совпадают с вопросами.

Безусловное достоинство Arzamas.academy — качественный иллюстративный ряд. Недостаток, как ни странно, — большой объем собранных знаний и сведений, в которых тонешь, а поиск работает медленно.


Открытые лекции Ильи Доронченкова: сдержанно, но не сухо, умно, но понятно

Илья Доронченков — заместитель директора ГМИИ имени Пушкина, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге и Академии художеств. Можно найти запись его лекций в разных институциях: в музеях, лекториях, на Arzamas.academy. Интонация его публичных выступлений заметно отличается в зависимости от аудитории.

В рамках образовательных программ Московской биеннале современного искусства он прочел две лекции — «Точка невозврата. „Завтрак на траве“ Эдуарда Мане» и «Европейская живопись XIX века: строительство прошлого, открытие современности». Лекции проходили в Новой Третьяковке, их записали для канала «Культура», среди слушателей были сотрудники галереи и искусствоведы. Здесь Доронченков был серьезен, собран, особенно четок в формулировках; его было интересно слушать и случайной публике, пришедшей в музей, — много интересного, и профессиональной — небанальные размышления по поводу хорошо известных проблем и произведений.

А вот молодая аудитория образовательного центра «Сириус» к лекции Доронченкова явно не была подготовлена, но откликнулась на анонс: «Лекция будет посвящена восприятию зарубежного искусства в России (вторая половина XIX — первая половина XX века), истории литературы об искусстве, связи изобразительного искусства и русской словесности». Но профессора не смутило и не возмутило, что молодые люди не только не знали искусства, но и не читали рыцарских романов и не смотрели фильмов о Джеймсе Бонде. Он, кажется, даже обрадовался и шутя вовлек аудиторию в расшифровку старинных портретов и гравюр Дюрера. Нет уверенности, что слушатели много чего запомнили, но точно поняли, что история искусства не скучна, а загадочна и увлекательна. Сейчас Доронченков читает лекции по месту основной работы — в Пушкинском музее.

Одно «но» в трансляции его выступлений: когда лекции записаны прямо в зале, то иллюстрации, выведенные на экран, разглядеть почти невозможно. Хотя их легко найти в интернете и в книгах.


Паола Волкова. «Мост над бездной». Цикл телевизионных лекций: страстное погружение в искусство

Цикл из 12 лекций Паолы Волковой (1930–2013) был впервые показан на телеканале «Культура» в 2012–2013 годах, а потом не раз был воспроизведен в интернете. Цикл справедливо назван «авторским»: каждая передача являет собой полное погружение автора в мир искусства, который Паола Волкова считает наилучшим из миров, высшим проявлением человеческой деятельности. В этом мире нет времени, периодов и стилей. Она, конечно, называет и даты, и периоды, но в ее цикле они не сменяют друг друга, как это принято в преподавании истории искусства, а существуют одновременно, ведь «искусство создает бессмертие».

Первая претензия строгих искусствоведов к лекциям Волковой, много лет преподававшей историю искусства и культуры во ВГИКе, относится как раз к игнорированию научного подхода. Для традиционного профессионала невозможно сказать, что Амедео Модильяни — единственный последователь Боттичелли. В науке главное — документальное подтверждение, доказательство выдвинутого тезиса. Волкова же предлагает только одно: всмотреться в картину, вжиться в нее и тогда увидеть сходство плавных, тягучих линий у художников, разделенных веками. Поэтому в ее системе восприятия оба — флорентийцы, хотя Модильяни всего два года жил и учился в великом городе. В получасовой передаче о «Весне» Боттичелли Волкова рассказывает и о Флоренции второй половины XV века, и о семье Медичи, и о нескольких картинах Боттичелли, и о Модильяни. И даже читавшим обо всем этом, смотревшим фильмы и сериалы слушать Волкову интересно: она обязательно заметит то, на что до нее никто не обращал внимания. Есть у нее и меткие определения. Например, она называет растаскивание фрагментов картин на сувениры «зрительской агрессией».

Нынче не принято говорить об искусстве с пафосом и придыханием, а автор «Моста над бездной» особенно трепетна, но есть потребность вернуться к открытому восхищению в разговорах об искусстве, иначе эти разговоры окажутся хоть и познавательны, но скучны.

В интернете есть еще записи лекций Паолы Волковой, но некоторые смотреть не стоит: ничего, кроме досады на эмоциональную тупость слушателей, они не вызывают.

Одно нестерпимо мешает просмотру цикла — невыносимо патетическое музыкальное сопровождение и такая же излишне эффектная заставка.


GARAGEMCA. Лекции обо всем и цикл Ирины Кулик: современное искусство познается в сравнении

Канал Московского музея современного искусства «Гараж» GARAGEMCA существует на YouTube почти десять лет. Размещенные на нем материалы касаются самых разных проблем современной культуры и жизни. Здесь же легко найти записи лекций, посвященных выставкам в музее; большинство из них интересные, хотя и не все удачные. Возьмем, к примеру, лекцию куратора цюрихского Кунстхауса Мириам Варадинис «Перформанс как практика формирования сопротивления», прочитанную к открытию ее большой выставки «Ноль-перформанс. Скромное обаяние кризиса» в рамках 5-й Московской биеннале современного искусства. Варадинис нельзя назвать блестящим лектором, но, подробно рассказывая о перформансах в аэропортах, она не только дает понять их смысл и задачи, но и останавливается на реакции окружающих — случайных и невольных зрителей, не ожидавших встречи с современным искусством. Продолжает тему совсем свежий цикл дискуссий с Дарьей Демехиной «Разговоры о перформансе». Он начат во время самоизоляции, так что все участники ведут дискуссии из дома.

Есть на канале и записи рассказов о важных заграничных художественных событиях. Историк архитектуры Анна Броновицкая в лекции «Что видно с линии фронта?» рассказывает о Венецианской архитектурной биеннале 2016 года. Те, кто ее видел и помнит, могут сравнить свои размышления с трактовками лектора, те, кто не видел, узнают много нового о социальных и этических проблемах современной архитектуры. Также можно посмотреть цикл из шести лекций, где Броновицкая говорит об архитектуре и архитекторах модернизма.

Самый долгий и любимый многими цикл лекций «Гаража» — «Несимметричные подобия» Ирины Кулик. Она с 2013 года и по сей день читает лекции, где сравнивает двух, редко трех, художников. В основном знаменитых: Сальвадор Дали — Марсель Дюшан, Умберто Боччони — Лучо Фонтана, Джексон Поллок — Ив Кляйн. Но со временем всем известные персоны кончаются, и Кулик рассказывает о тех, кого знают только профессионалы или даже они не знают: Лижия Кларк — Элиу Ойтисика — Лижия Папе, Тасита Дин — сестры Уилсон, Марио Сирони — Бен Шан. Все лекции прочитаны отлично: спокойно, не спеша, умно и не банально, с точными формулировками и знанием предмета. Но о классиках модернизма рассказано и написано много прекрасного, а вот о мастерах, оставшихся в тени своих знаменитых соратников по художественным объединениям, о еще не ставших звездами наших современниках слушать Кулик особенно интересно. Она вообще, кажется, предпочитает маргиналов. И еще она преданно любит современное искусство, не боясь самых радикальных его проявлений.

Лекции можно найти здесь:

Arzamas.academy
Илья Доронченков
Паола Волкова
Музей «Гараж»

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+