18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Императорские сады России»

Первый фестиваль состоялся в 2008 году и был приурочен к 110-летию Русского музея и поначалу привязан ко Дню города 27 мая. Однако погода тогда вынудила скорректировать сроки фестиваля. С той поры и уже традиционно он входит в туристическую программу «Белых ночей» (хоть по ночам сады Русского музея закрыты). Каждый год объявляется новая тема: в 2008-м это были Затеи и украшения императорских садов XVIII–XIX веков, в 2009-м — Лабиринт, орнамент, символ, прошлогодний фестиваль был посвящен 1150-летию российской государственности, в этом году темой «Императорских садов России» стала Плантомания — Plantomania, а сам фестиваль посвящается 400-летию Дома Романовых (термин «плантомания» принадлежит Екатерине II, так она называла свою любовь к садоводству).

«Сначала я думал, мы сделаем один фестиваль, ну два, а он получил такой отклик, вызывает настоящий интерес. Приходится даже сдерживать энтузиазм: к сожалению, территория Михайловского сада не бесконечна, — рассказывает директор Русского музея Владимир Гусев. — Сейчас только ленивый не делает фестиваль садов и цветов: гламурные сады, сады в шоколаде… Наша специфика — это музейная история, история искусства. Мы стараемся рассказать историю и садов, и ландшафтного искусства, и, конечно, Петербурга, но мы не связываем программу фестиваля в лоб, напрямую с искусством в музее. Наша идея заключается в том, что к самому саду надо относиться как к музею».

Заявки на участие в фестивале подавались через сайт до 1 апреля. Члены экспертного совета, куда входят начальник управления ландшафтной архитектуры городского Комитета по градостроительству и архитектуре Лариса Канунникова, декан факультета ландшафтной архитектуры Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета Ирина Мельничук, начальник отдела ландшафтной архитектуры и гидротехнических сооружений Комитета по использованию и охране памятников Ольга Милица, сотрудницы Русского музея Ольга Черданцева и Александра Алексеева, принимают решение о выборе участников. По словам главного хранителя садов Русского музея Ольги Черданцевой, теоретически «человеку с улицы» можно оформить заявку и пройти строгий отбор, если кто-то решил, что у него гениальный проект и что он может реализовать его самостоятельно, но обычно это известные петербургские, московские, зарубежные ландшафтные организации, уже зарекомендовавшие себя. «Отбор всегда строгий. Мы ведь говорим о фестивале на территории особо ценного объекта культурного наследия, а значит, помимо традиционных требований, которые предъявляются к проектам в рамках подобного рода мероприятий, у нас есть и свои специфические: запрещены любые земляные работы, нарушающие газонный покров (простым языком — запрет на высадку цветов в грунт и вкапывание каких-либо иных элементов композиций), есть ограничения по высоте объектов, оговоренные сроки монтажа-демонтажа, экспонирования и тому подобное», — говорит Анна Цветкова, куратор «Императорских садов России». Участие в мероприятии стоит от 15 тыс. до 40 тыс. руб., в зависимости от участка в Михайловском саду. Фестиваль почти целиком проводится на средства спонсоров, благодаря чему затраты собственно музея оказываются даже меньше кассовой выручки. В фестивальном бюджете 2013 года спонсорских денег — около 6 млн руб., но пока можно назвать лишь приблизительные цифры, обычно бюджет в целом составляет около 8 млн руб. Цена входного билета — 200 руб. (с сохранением всех музейных льгот).

Список участников полностью будет напечатан в брошюре и каталоге; на данный момент такого списка еще нет. У завсегдатаев и потенциальных участников «Императорские сады» считаются весьма престижным мероприятием. «Ландшафтная мастерская Сени Веревкина» участвовала во всех фестивалях, начиная с самого первого, 2008 года, пропустив лишь единожды. Директор мастерской Геннадий Пастушенко так видит смысл этого события: «Я участвую в фестивале для петербуржцев. Все же от 10 тыс. до 20 тыс. посетителей. Это как тренировочная площадка. Ну а еще могут и потенциальные заказчики посмотреть, что мы делаем».

В последнее время Русский музей занимается ландшафтным дизайном весьма активно. О его достижениях в реконструкции Летнего сада наша газета писала летом прошлого года. Тогда ГРМ впервые и сам стал участником международного конкурса в этом роде: его проект «Сад Русского музея» был представлен на Королевском фестивале цветов в Хэмптон-Корте в Великобритании. А недавно, в апреле, открылся 22-й Международный фестиваль садов в Шомон-сюр-Луар во Франции, где Русский музей совместно с ландшафтно-архитектурным бюро МОХ представил композицию Черный квадрат.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+