18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Императорские сады России»

Первый фестиваль состоялся в 2008 году и был приурочен к 110-летию Русского музея и поначалу привязан ко Дню города 27 мая. Однако погода тогда вынудила скорректировать сроки фестиваля. С той поры и уже традиционно он входит в туристическую программу «Белых ночей» (хоть по ночам сады Русского музея закрыты). Каждый год объявляется новая тема: в 2008-м это были Затеи и украшения императорских садов XVIII–XIX веков, в 2009-м — Лабиринт, орнамент, символ, прошлогодний фестиваль был посвящен 1150-летию российской государственности, в этом году темой «Императорских садов России» стала Плантомания — Plantomania, а сам фестиваль посвящается 400-летию Дома Романовых (термин «плантомания» принадлежит Екатерине II, так она называла свою любовь к садоводству).

«Сначала я думал, мы сделаем один фестиваль, ну два, а он получил такой отклик, вызывает настоящий интерес. Приходится даже сдерживать энтузиазм: к сожалению, территория Михайловского сада не бесконечна, — рассказывает директор Русского музея Владимир Гусев. — Сейчас только ленивый не делает фестиваль садов и цветов: гламурные сады, сады в шоколаде… Наша специфика — это музейная история, история искусства. Мы стараемся рассказать историю и садов, и ландшафтного искусства, и, конечно, Петербурга, но мы не связываем программу фестиваля в лоб, напрямую с искусством в музее. Наша идея заключается в том, что к самому саду надо относиться как к музею».

Заявки на участие в фестивале подавались через сайт до 1 апреля. Члены экспертного совета, куда входят начальник управления ландшафтной архитектуры городского Комитета по градостроительству и архитектуре Лариса Канунникова, декан факультета ландшафтной архитектуры Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета Ирина Мельничук, начальник отдела ландшафтной архитектуры и гидротехнических сооружений Комитета по использованию и охране памятников Ольга Милица, сотрудницы Русского музея Ольга Черданцева и Александра Алексеева, принимают решение о выборе участников. По словам главного хранителя садов Русского музея Ольги Черданцевой, теоретически «человеку с улицы» можно оформить заявку и пройти строгий отбор, если кто-то решил, что у него гениальный проект и что он может реализовать его самостоятельно, но обычно это известные петербургские, московские, зарубежные ландшафтные организации, уже зарекомендовавшие себя. «Отбор всегда строгий. Мы ведь говорим о фестивале на территории особо ценного объекта культурного наследия, а значит, помимо традиционных требований, которые предъявляются к проектам в рамках подобного рода мероприятий, у нас есть и свои специфические: запрещены любые земляные работы, нарушающие газонный покров (простым языком — запрет на высадку цветов в грунт и вкапывание каких-либо иных элементов композиций), есть ограничения по высоте объектов, оговоренные сроки монтажа-демонтажа, экспонирования и тому подобное», — говорит Анна Цветкова, куратор «Императорских садов России». Участие в мероприятии стоит от 15 тыс. до 40 тыс. руб., в зависимости от участка в Михайловском саду. Фестиваль почти целиком проводится на средства спонсоров, благодаря чему затраты собственно музея оказываются даже меньше кассовой выручки. В фестивальном бюджете 2013 года спонсорских денег — около 6 млн руб., но пока можно назвать лишь приблизительные цифры, обычно бюджет в целом составляет около 8 млн руб. Цена входного билета — 200 руб. (с сохранением всех музейных льгот).

Список участников полностью будет напечатан в брошюре и каталоге; на данный момент такого списка еще нет. У завсегдатаев и потенциальных участников «Императорские сады» считаются весьма престижным мероприятием. «Ландшафтная мастерская Сени Веревкина» участвовала во всех фестивалях, начиная с самого первого, 2008 года, пропустив лишь единожды. Директор мастерской Геннадий Пастушенко так видит смысл этого события: «Я участвую в фестивале для петербуржцев. Все же от 10 тыс. до 20 тыс. посетителей. Это как тренировочная площадка. Ну а еще могут и потенциальные заказчики посмотреть, что мы делаем».

В последнее время Русский музей занимается ландшафтным дизайном весьма активно. О его достижениях в реконструкции Летнего сада наша газета писала летом прошлого года. Тогда ГРМ впервые и сам стал участником международного конкурса в этом роде: его проект «Сад Русского музея» был представлен на Королевском фестивале цветов в Хэмптон-Корте в Великобритании. А недавно, в апреле, открылся 22-й Международный фестиваль садов в Шомон-сюр-Луар во Франции, где Русский музей совместно с ландшафтно-архитектурным бюро МОХ представил композицию Черный квадрат.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+