Даты и топ-лоты русских торгов анонсировал Sotheby’s. Для лондонских аукционных домов это будет первый опыт проведения торгов полностью в онлайн-формате, без очных ставок. Однако пандемия вносит свои коррективы.
Первый аукцион Sotheby’s будет открыт для участников 26 мая и продлится до 2 июня. На торги будет выставлена русская живопись. Главная гордость Sotheby’s — двухметровое полотно Ивана Айвазовского «Неаполитанский залив» (1878). Хотя это одна из самых монументальных работ художника, когда-либо представленных на международных торгах, предварительная оценка все же кажется отнюдь не кризисной (£800 тыс. — £1,2 млн) — но Айвазовский всегда в цене. Примерно вдвое дешевле оценен совершенно открыточный, с виднеющимися башнями Кремля и куполом на тот момент недавно построенного храма Христа Спасителя, «Вид Москвы» Алексея Саврасова — здесь эстимейт составляет £350–550 тыс. С оценкой £60–80 тыс. на торги выставлен пейзаж Петра Кончаловского 1920 года «Сумерки» — изображение дубов из серии, написанной художником в усадьбе Абрамцево. Работа ранее принадлежала другому художнику, портретисту Савелию Сорину. Такой же эстимейт на этот раз и у театральной графики Николая Рериха того же 1920 года (эскиз декорации «Садко» к так и не реализованной постановке оперы Римского-Корсакова происходит из английского частного собрания). Среди других лотов живописного аукциона — пейзаж Ивана Похитонова, как обычно отличающийся миниатюристской точностью, эффектный портрет кисти Константина Маковского, на котором он изобразил свою третью жену Марию (эстимейт £180–250 тыс.), а также работы художников ХХ века, нонконформиста Эдуарда Гороховского (групповой портрет представителей московского андерграунда, эстимейт £40–60 тыс.) и представительницы так называемого левого МОСХа Натальи Нестеровой («Мацеста», эстимейт £12–18 тыс.).
Спустя неделю, 9 июня, стартует аукцион декоративно-прикладного искусства, который закончится 17-го. Таким образом, у коллекционеров русского искусства будет около трех недель вместо обычных трех-четырех дней для того, чтобы принять участие в русских аукционах и пополнить свои собрания. Всего во второй сессии представлено около 200 лотов — это и обязательные для таких торгов изделия фирмы Карла Фаберже, и иконы, и фарфор Императорского фарфорового завода (включая агитфарфор 1920-х годов).
Характерно, что именно в этом разделе чувствуется влияние кризиса. Хотя Фаберже — международный бренд, традиционно привлекавший не только русских коллекционеров, есть ощущение, что владельцы придерживают наиболее ценные вещи для очных торгов, которые рано или поздно состоятся (не в конце этого, так весной следующего года, хочется надеяться), или просто до лучших времен. Вроде бы всё есть: вот редкие работы из серебра и эмали, более 60 изделий фирмы Фаберже, в том числе рамки, портсигары и брелоки в форме яиц, но как будто на этот раз без «хитов», привычных топ-лотов, которые обычно привозили на предаукционные выставки в Москву. Среди выдающихся произведений Фаберже на аукционе декоративно-прикладного искусства стоит отметить украшенную драгоценными камнями и эмалью икону Христа Вседержителя, чайный сервиз из трех предметов работы Федора Рюкерта (оба лота оценены в £60–80 тыс.), редкую чарку, украшенную мелким жемчугом и эмалью. Кроме того, на торгах представлена уникальная коллекция фарфора и серебряных изделий, ранее принадлежавшая князю Феликсу Юсупову и его жене, княгине Ирине, а также прекрасная подборка изделий Императорского фарфорового завода, в том числе «военные тарелки» николаевского времени и агитфарфор.