18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

МоМА вступил в борьбу за спасение стены с рисунком Пикассо в Осло

«Рабочие уже начали сверлить, и это пугает, потому что, как только они начнут двигать мурал, он треснет», — говорит дочь норвежского художника Карла Нешара, который наносил на бетон рисунок Пикассо

Музей современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке вступил в конфликт вокруг планируемого в Осло сноса правительственного здания, украшенного бетонными сграффито по эскизам Пабло Пикассо. Представители МоМА — главный куратор отдела архитектуры и дизайна Мартино Стьерли и главный куратор отдела живописи и скульптуры Энн Темкин — обратились к правительству Норвегии с письмом, в котором призвали «пересмотреть одобренное решение о сносе».

Стены бруталистского Y-Block, построенного по проекту архитектора Эрлинга Викшё в 1969 году в правительственном квартале норвежской столицы, декорированы двумя рисунками по бетону по эскизам Пабло Пикассо, нанесенными пескоструйным аппаратом: «Рыбаки» на фасаде здания и «Чайка» на внутренней стене в лобби. Муралы выполнил норвежский художник Карл Нешар. В интерьерах стоящего неподалеку здания 1958 года H-Block, также построенного по проекту Викшё, есть еще три небольших работы Пикассо и Нешара.

Правительство предложило снести Y-Block еще в 2014 году, ссылаясь на то, что тратить средства на техническое обслуживание неиспользуемого здания неразумно. И хотя нынешний план предполагает сохранение и перенос сграффито с Y-Block на новое место, ряд организаций, занимающихся охраной историко-культурного наследия, в том числе Национальный фонд Норвегии и Europa Nostra, выступил с его резкой критикой.

«Здание десять дней назад обнесли забором, а „Рыбаков“ завесили. Рабочие уже начали сверлить, и это пугает, потому что, как только они начнут двигать мурал, он треснет. Никто не объяснил им, как это делать. Сама стена и есть произведение искусства», — рассказала The Art Newspaper Гро Нешар Греве, дочь Карла Нешара.

По данным норвежской газеты VG, представители МоМА адресовали письмо премьер-министру Норвегии Эрне Сульберг и министру окружающей среды Свейнунгу Ротеватну. В письме, опубликованном в норвежских СМИ, говорится: «…Мы пишем, чтобы выразить глубокую обеспокоенность в связи с одобренным сносом правительственного здания Y-Block… снос этого комплекса не только станет большой потерей для архитектурного наследия Норвегии, но и поставит крест на любых попытках спасти или перенести эти site-specific-работы Пикассо».  

Вмешательство МоМА, как подчеркивает Тоне Сельмер-Ольсен из Архитектурной ассоциации Осло, на которую ссылается VG, свидетельствует о том, «что Y-Block — не только одно из уникальных произведений модернизма в нашей стране, но и часть мировой истории архитектуры и искусства».

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+