О том, что знаменитый венский музей Альбертина собирается обзавестись филиалом, который целиком был бы посвящен искусству XX–XXI веков, стало известно еще в 2016 году. Это решение возникло в результате договоренности о передаче в дар Альбертине значительной части художественной коллекции, более полувека собиравшейся основателем сети строительных магазинов Baumax Карлхайнцем Эсслем и его женой Агнес. Их частный музей, учрежденный в 1999 году в Клостернойбурге, пригороде Вены, спустя 17 лет закрылся из-за трудного финансового положения; коллекционеры продали более половины экспонатов, а 1323 произведения искусства (общей стоимостью около €90 млн) готовы были пожертвовать столичной государственной институции. Среди авторов предложенных работ были Георг Базелиц, Алекс Кац, Тони Крэгг, Нео Раух, Синди Шерман.
Намерение супругов Эссль поддержал и новый владелец большого числа произведений из их собрания — строительный магнат Ханс Петер Хазельштайнер. Он согласился передать в распоряжение Альбертины свою часть коллекции сроком на 27 лет. Более того, его фонд Haselsteiner Familien Privatstiftung взялся оплатить расходы, связанные с предстоящим экспонированием произведений. Тогда же Хазельштайнер приобрел контрольный пакет акций венского Кюнстлерхауса (Дома художника), и вопрос с местоположением будущего филиала Альбертины решился довольно быстро. На протяжении последних трех лет в старинном здании у площади Карлсплац велась реконструкция.
Место это довольно знаменательно для культурной истории Вены. Здание в неоренессансном стиле по заказу Австрийского общества художников спроектировал архитектор Август Вебер. Оно возводилось во второй половине 1860-х годов; спустя полтора десятилетия к особняку пристроили два боковых крыла. В конце XIX века здесь кипела бурная творческая жизнь, которая, впрочем, удовлетворяла не всех: именно эти чертоги демонстративно покинула группа художников во главе с Густавом Климтом. Организованный ими Сецессион вскоре обзавелся собственным пристанищем, тоже на Карлсплац, как наглядный вызов двум консервативным заведениям по соседству — Кюнстлерхаусу и Академии. В том или ином формате Дом художника продолжал свою деятельность на протяжении всего XX века. Правда, в 1960-е годы здание собирались снести ради строительства многоэтажного офисного центра, однако общественность выразила протест, и все осталось как было. После нынешней реконструкции здание сохранило исторический облик, здесь отреставрированы фасады и некоторые значимые интерьеры. Вместе с тем вся инфраструктура теперь соответствует современным требованиям. Под экспозиции и службы нового музея отведена площадь в 2 тыс. кв. м; еще 900 кв. м остаются в пользовании Общества художников.
Мобилизуя коллекционеров
Обретенная коллекция четы Эссль послужила главным источником формирования фондов для Альбертины Модерн, но отнюдь не единственным. Сюда же были отнесены и те современные экспонаты, что в прежние годы нередко попадали в собственность музея, несмотря на его изначально классическую направленность, и некоторые новые поступления (например, обширная подборка немецкого и американского искусства конца XX века, полученная в дар от кельнского арт-дилера Рафаэля Яблонки, владельца Jablonka Galerie), а также коллекция работ послевоенных австрийских художников, переданная Альбертине галеристами Дагмар и Манфредом Чобот. В общей сложности в ведение нового музея перешло около 60 тыс. единиц хранения, и эта коллекция вполне интернациональна.
Тем не менее первый проект Альбертины Модерн было решено посвятить исключительно местной арт-сцене. Выставка под названием «Начало. Искусство в Австрии с 1945 по 1980 год» задумывалась как ретроспективный обзор, охватывающий основные тренды и главные имена заявленной эпохи. Несмотря на программный заголовок, речь идет все же о временной выставке, а не о постоянной экспозиции. Общая намеченная концепция предусматривает, что Альбертина Модерн будет работать в режиме больших тематических выставок, сменяющих друг друга.
Суммарно обустройство нового музея обошлось в €57 млн.
Все подготовительные работы по вводу его в строй завершились ранней весной 2020 года; с середины марта премьерная выставка должна была открыться для широкой публики. Но коррективы в планы венских музейщиков, как и повсюду в мире, внес коронавирус. Полностью готовую выставку — с этикетками, экспликациями, выставленным светом и отпечатанным каталогом — пришлось законсервировать на неопределенный срок.
Побывать там в марте смогли очень немногие, в том числе заранее приглашенные журналисты из ряда мировых СМИ. Вместо большой пресс-конференции состоялся брифинг с участием Клауса Альбрехта Шредера, генерального директора Альбертины. Отвечая, в частности, на вопрос корреспондента The Art Newspaper Russia о том, перенесутся ли отныне все показы современного искусства из старой Альбертины на новую площадку, Шредер подчеркнул, что в этом аспекте две музейные локации будут дополнять друг друга. Говоря о возможном развитии современной коллекции, директор музея дал понять, что придерживается тут своей привычной тактики: «Мы собираем не отдельные произведения — мы собираем коллекционеров». Из чего можно было заключить, что Альбертина Модерн рассчитывает на благосклонность и других владельцев значимых коллекций. Что же касается выставки «Начало», то Шредер расценил ее как этап в дальнейшем продвижении этого материала — и среди соотечественников, и среди иностранцев. «Музей намерен способствовать приданию совершенно нового статуса послевоенной истории австрийского искусства», — сказал он. При этом директор пообещал, что следующий проект в здешних стенах обязательно будет международным.
Травма и компенсация
Выставка «Начало» выглядит программной и довольно амбициозной. Похоже, кураторская команда в составе Бригитты Борхардт-Бирбаумер, Элизабет Дуц, Бертольда Эккера, Антонии Хершельман и Ангелы Штиф вполне намеренно обошлась без ряда стилистических оттенков, чтобы утвердить наиболее важные тренды послевоенной эпохи. Для тогдашнего искусства Австрии таковыми стали социальная критика и протест против всяческих догм. А вот выражалось это по-разному: сначала в виде сюрреалистических фантасмагорий Эрнста Фукса, Рудольфа Хауснера и Вольфганга Хуттера, положивших начало местной школе фантастического реализма, чуть позже — в формате экспрессивных абстракций Маркуса Прахенски и Арнульфа Райнера, еще позже — в радикальной практике деятелей венского акционизма Гюнтера Бруса, Отто Мюля, Германа Нитча, Рудольфа Шварцкоглера.
Так или иначе, на протяжении почти всего периода 1945–1980 годов, взятого кураторами выставки в качестве хронологии, происходило изживание военной травмы через ее ретрансляцию — вопреки официальной установке на сглаживание и смягчение. Частью той государственной политики был и курс на эстетическую преемственность в искусстве, на прежние традиции в новых обстоятельствах. Это вызывало неприятие еще в первое послевоенное десятилетие, а в 1960-х случился настоящий молодежный бунт. Он, конечно, коррелировал с арт-процессом на Западе в целом, но обладал и ощутимой местной спецификой. Завершается эта ретроспектива «на пороге постмодернизма», как гласит пресс-релиз.
Панорама эпохи выстроена эффектно, с включением больших холстов и крупных объектов. Не обходится выставка ни без монографических подборок (упомянем Фриденсрайха Хундертвассера, Вали Экспорт с Петером Вайбелем, Марию Лассниг, Франца Веста), ни без тематических залов — например, одно из самых броских, запоминающихся пространств посвящено австрийской версии поп-арта. Хотя, вообще-то, заметно, что здешние художники не ко всяким интернациональным поветриям относились с одинаковым энтузиазмом — будто сортировали привносимую моду с учетом особенностей своего менталитета. Лучше другого приживались оп-арт, геометрическое и конкретное искусство, коллажи и перформансы. Определенная художественная культура выросла вокруг феномена ар-брют. Процветал феминистский авангард, приковывали к себе внимание опыты по фиксации психологических травм из детства. Самоуглубленность, философичность, склонность к парадоксам, интерес к маргиналиям, критика буржуазности, провокация на грани фола — черты очень разные, но послевоенному австрийскому искусству в равной мере присущие.
Выставка «Начало» позволяет зрителю не просто следовать за кураторскими установками, но и приходить к собственным выводам. Материала для этого хватает: представлено почти 400 экспонатов, в списке 70 художников. Большинство произведений, как и обещано, взято из фондов Альбертины Модерн, но немало и работ, позаимствованных из разных источников специально для этого проекта. Новая дата окончания выставки — 15 ноября 2020 года, дальнейшие планы пока не оглашены.