18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Сады в русской живописи

Представляем десять произведений, посвященных живописному цветению и науке садоводства

В Великобритании вышла книга историка садов Джеки Беннетт «Сады художников: тайные места, вдохновившие великое искусство» (Jackie Bennett. The Artist’s Garden: the Secret Spaces that Inspired Great Art. Quarto Group; White Lion Publishing, 2020). Книга посвящена 20 великим художникам, от Рубенса до Моне, и тем садам, которыми они владели. Мы решили вспомнить самые интересные сады в русском искусстве и рассказать, какие места и усадьбы особенно любили наши пейзажисты.

Никита Павловец. «Вертоград заключенный». Около 1670. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Никита Павловец. «Вертоград заключенный». Около 1670.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Сады XVII столетия

Где увидеть сады, которые цвели до прихода светской живописи на Русь? Пожалуй, только на фонах икон и фресок. Знаменитая икона «Вертоград заключенный» (1670-е) мастера Оружейной палаты Никиты Павловца из Государственной Третьяковской галереи представляет аллегорическое изображение девственной Богоматери в виде запертого сада (hortus conclusus). Клумбы позади Марии выверены по линейке; ученые считают, что иконописец вдохновлялся регулярным садом своей эпохи, скорее всего, царским садом поблизости от Кремля.


Павел Болотов. «Сцена, представляющаяся зрению приближающемуся к ротунде с восточной стороны в Богородицком саде». Лист из альбома «Виды имения Бобринских Богородицк». Фото: Государственный исторический музей
Павел Болотов. «Сцена, представляющаяся зрению приближающемуся к ротунде с восточной стороны в Богородицком саде». Лист из альбома «Виды имения Бобринских Богородицк».
Фото: Государственный исторический музей

Сады золотого века Российской империи

Пророком садоводства в России стал Андрей Тимофеевич Болотов, создатель первого в стране пейзажного парка. И до него здесь разбивались грандиозные сады — но все это делалось в императорских резиденциях, с версальским размахом и на французский манер, то есть по линейке, «регулярно». А вот

английские сады, имитирующие непредсказуемость природы, к нам ввез именно Болотов. Созданный им парк в Богородицке, бывшей усадьбе графов Бобринских, существует до сих пор. А альбом его сына Павла Болотова с рисунками различных видов этого сада — важнейшая веха в истории русского садового искусства.


Антонио Бруни (Антонио Бароффи Бруни). «Урожай». 1820. Фото: Курский областной краеведческий музей
Антонио Бруни (Антонио Бароффи Бруни). «Урожай». 1820.
Фото: Курский областной краеведческий музей

Ампирные сады

Долгое время считалось, что «Урожай» — картина анонимного художника, видимо крепостного живописца, и изображает она поместье в Курской губернии, принадлежавшее князьям Барятинским. В золотой век русских усадеб, начавшийся с Петра III и Екатерины II, появляется все больше таких поместий с прекрасными парками — в основном английскими, по тогдашней моде — и цветниками, наполненными растениями, нередко привезенными из далеких теплых стран. Картин с подобными пейзажами тоже немало, и многие из них действительно созданы крепостными живописцами. Некоторые до сих пор остаются анонимными, другие, как подписанные Григорием Сорокой виды поместий Милюковых, висят на почетных местах в музеях.


Эдуард Гау. «Интерьеры Малого Эрмитажа. Зимний сад». 1865. Фото: Государственный Эрмитаж
Эдуард Гау. «Интерьеры Малого Эрмитажа. Зимний сад». 1865.
Фото: Государственный Эрмитаж

Зимние сады

«Чтобы не мерзнуть, на зиму надобно уезжать в Россию», — писала в мемуарах французская художница Элизабет Виже-Лебрен, оказавшаяся здесь в конце XVIII века. Ее восхищало, насколько хорошо мы приспособились к холодам. В восторг ее приводили и дворцовые зимние сады: «Русским мало, что у них зимою в комнатах весенняя температура; ко многим комнатам примыкают стеклянные галереи, наполненные самыми лучшими цветами, какие у нас появляются лишь в мае месяце». К сожалению, Виже-Лебрен, писавшая Екатерину Великую и ее семью, не оставила нам зарисовок повседневного быта императорской фамилии. Зато созданный по приказу Екатерины висячий сад с миртовыми и апельсиновыми деревьями в кадках можно разглядеть на акварелях Эдуарда Гау, сделавшего сотню рисунков с изображением интерьеров Эрмитажа, в том числе и этого, такого непривычного.


Александр Киселев. «Цветник в Абрамцеве». 1880-е. Фото: Музей-заповедник «Абрамцево»
Александр Киселев. «Цветник в Абрамцеве». 1880-е.
Фото: Музей-заповедник «Абрамцево»

Подмосковные усадьбы

Усадьба Абрамцево, принадлежавшая меценату Савве Мамонтову, стала пристанищем для многих художников второй половины XIX века, здесь работали Врубель, Левитан, Нестеров, Поленов, Репин, Серов и другие. Но мало кто «портретировал» ухоженный абрамцевский сад. Художников гораздо больше интересовали окружавшие имение дикие леса и поля (например, тут писал этюды пруда для фона своей «Аленушки» Виктор Васнецов). Впрочем, сохранилось и несколько картин с изображением цветников и газонов этой подмосковной усадьбы. Например, «Цветник в Абрамцеве» (1880-е) кисти Александра Киселева. Теперь усадьба превращена в музей, и можно собственными глазами оценить, сколько примет того времени здесь сохранилось. А вот «Бабушкин сад» Василия Поленова уже не найти: он писал особняк и палисадник в одном из арбатских переулков, позади церкви Спаса на Песках, той самой, что запечатлена в «Московском дворике».


Михаил Врубель. «Сирень». Фото: Государственная Третьяковская галерея
Михаил Врубель. «Сирень».
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Сады Серебряного века

Поэты Серебряного века питали особую любовь к сирени. Скажем, в стихотворениях Игоря Северянина, как дотошно подсчитали филологи, она встречается 68 раз, из них 16 — в заглавиях. А в живописи запечатлеть «глубокий обморок сирени», как позже напишет Осип Мандельштам, лучше всего удалось, конечно, Михаилу Врубелю. Заросли сирени на его картинах имеют четкий адрес. Это хутор Ивановский (ныне село Шевченко), принадлежавший художнику Николаю Ге, женатому на тетке Надежды Забелы-Врубель. Имение, которое можно увидеть и в произведениях Ге, находилось в Черниговской губернии, недалеко от Нежина, близ станции Плиски. В гостях там бывали Мясоедов, Репин, Серов, киевские художники — ученики Николая Мурашко.


Сергей Виноградов. «Усадьба». Фото: Государственная Третьяковская галерея
Сергей Виноградов. «Усадьба».
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Мелкопоместные усадьбы

Любимой «натурщицей» известного пейзажиста Сергея Виноградова, которую он писал со всех возможных ракурсов, была усадьба Головинка в Тульской губернии (сейчас Мценский район Орловской области), принадлежавшая Елене Дмитриевне Мамонтовой, жене Всеволода Саввича Мамонтова. Савва Мамонтов к тому времени уже разорился, и сын его вел скромную жизнь, работая страховым инспектором, и развлекался только большой псовой охотой, которую завел в Головинке. Имение было небогатое, но цветники имело весьма ухоженные, и всегда там было много гостей. Один раз пришел Лев Толстой (живший за 6 верст, то есть в 6,5 км), но неудачно, и оставил записку: «Был в Головинке, но никого не застал, жаль. Лев Толстой». Все расстроились.


Виктор Борисов-Мусатов. «У водоема». 1902. Фото: Государственный Русский музей
Виктор Борисов-Мусатов. «У водоема». 1902.
Фото: Государственный Русский музей

«Вишневые сады»

Если Сергей Виноградов писал обжитые, ухоженные поместья и сады, где еще кипела жизнь, то Виктор Борисов-Мусатов вошел в историю русского искусства как певец совсем других усадеб — угасающих, опустевших, полных туманных призраков дам в кринолинах. Он любил сады, которые были разбиты в XIX, если не в XVIII веке, а в его время зарастали и дичали. Главным местом, связанным с именем этого художника, является Зубриловка — усадьба Голицыных в Поволжье. Борисов-Мусатов будто предвидел ее печальную судьбу и разрушение.


Дмитрий Жилинский. «Под старой яблоней». 1969. Фото: Государственный Русский музей
Дмитрий Жилинский. «Под старой яблоней». 1969.
Фото: Государственный Русский музей

Советские дачи

Хотя концепция дачи возникла еще в XIX веке (вспомним рассказы и Антона Чехова, и Аркадия Аверченко), картин, изображающих дачные сады до революции, практически нет. Наверное, художникам больше нравилось приезжать «на все готовое» в чужие богатые поместья и там рисовать, чем снимать

небольшие дачи самим. В советское время жизнь кардинально поменялась: художники стали писать свои личные сады и дачи (если им посчастливилось их иметь). Кроме того, приусадебные участки стали важны не только как источник красивых цветов, но и как место для плодовых деревьев и огорода. Некоторым везло иметь дом с землей прямо в черте Москвы — как в знаменитом поселке художников «Сокол». А вот Дмитрий Жилинский 27 лет прожил в коттедже в Новобутакове (Химки), купленном у Олега Прокофьева после смерти его жены, искусствоведа Камиллы Грей. «Выйдешь за порог — и уже в лесу, речка рядом, парк», — вспоминал художник.


Татьяна Назаренко. «Строительство дачи». 2011. Фото: Предоставлено автором
Татьяна Назаренко. «Строительство дачи». 2011.
Фото: Предоставлено автором

Поддержание традиций

В XXI веке традиция иметь свою землю, украшать ее, сажая цветы и деревья, а также писать об этом картины (или делать видеоинсталляции) остается неизменной. И конечно, надо не забыть про обустройство хорошего дома (как на картине Татьяны Назаренко 2011 года «Строительство дачи»), чтобы было где отсидеться в интересные времена.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+