18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Памятка начинающему автомобильному коллекционеру

Чтобы стать коллекционером старых автомобилей, конечно, надо знать намного больше, чем рассказано в этой короткой статье. Она лишь в общих чертах знакомит читателя с темой. Тем не менее сведений, которые в ней содержатся, хватит, чтобы около десяти минут поддерживать разговор со знатоком антикварных автомобилей, сохраняя у него иллюзию, что ты свой парень.

Шасси и кузов

У большинства современных машин — несущий кузов. К нему крепится вся «начинка». Убери кузов — и от машины останется груда рассыпанныхдеталей. А машины 1920 х и 1930-х годов устроены иначе. Их кузов — это оболочка. Его можно снять, и машина сохранится как механизм. У нее не будет крыши и дверей, мотор будет обнажен, но она будет ездить. Этот «голый» автомобиль без оболочки называется «шасси».

Если шасси — это серийное промышленное изделие, то кузова старых автомобилей, наоборот, часто делали вручную, небольшими сериями или даже в единственном экземпляре, причем нередко использовали не металл, а более легкие материалы: дерево, кожу. Автомобильные производители в это время выпускали только шасси, а кузова изготавливали фирмы, которые назывались «кузовные ателье».

Начинающему коллекционеру стоит помнить, что старый автомобиль — это чаще всего результат сотрудничества двух производителей и его индивидуальная оболочка может иметь большую коллекционную ценность, чем серийное «железо».

Concours d’elegance

«Конкурсы элегантности» в России не проводятся, а за границей такие фестивали — главные площадки, где коллекционеры старых автомобилей могут похвастаться своими приобретениями. В XVII—XVIII веках «конкурсами элегантности» назывались выезды французских аристократов в парижские парки, во время которых они старались перещеголять друг друга роскошью экипажей. Потом аристократы пересели из карет в автомобили, но традиция не прервалась. Спортивная машина хорошей марки (например, Bugatti, Delage, Delahaye) с уникальным кузовом из редких материалов, изготовленным в модном кузовном ателье (например, у Фигони и Фаласки, у Марселя Пурту или у российского эмигранта Якова Савчика), была в 1930-е годы таким же предметом роскоши, как карета эпохи рококо, и молодые богачи, как и их предки, приезжали на них в парижские парки, чтобы показать друг другу и выбрать лучшую.

Позже «конкурсы элегантности» стали проводить в других странах. Сейчас самые известные проходят в Америке, на Пебл-Бич в Калифорнии и на Амелия-Айленд во Флориде. В Америке их по-прежнему называют по-французски сoncours d’elegance. Английского названия у них нет.

Постепенно эти конкурсы превратились в выставки автомобильного антиквариата. Именно там чаще всего показывают роскошные французские машины 1930-х годов, которые когда-то получали призы на парижских «конкурсах элегантности», а потом разными путями перешли в руки американских коллекционеров.

Кузовные ателье

В 1920—1930-е годы кузовные ателье были ремесленными мастерскими, которые вручную изготавливали кузова, часто по индивидуальному заказу. Лучшие из них находились во Франции. В послевоенное время кузов превратился в такую же часть автомобильной конструкции, как двигатель и подвеска. Машину стали целиком делать на одном заводе.

Соответственно, кузовные ателье трансформировались в дизайнерские бюро, где проектировали внешний облик автомобиля. Это сделало их бизнес интернациональным: пачку проектной документации можно отправить по почте хоть за океан.

В 1950—1960-е годы тон в автомобильной индустрии задавали американцы, но лучшие автомобильные дизайнеры жили в Италии. Американские заводы часто с ними сотрудничали. Облик многих машин,
которые в это время производились в США, был придуман в туринских нских кузовных ателье.

С 1950-х годов начинается долгий расцвет итальянского автомобильного дизайна. В общем, он продолжается до сих пор. Самые известные из современных кузовных ателье (Ghia, Pininfarina, Bertone, ItalDesign) — итальянские. Их названия — бренды, может быть, не такие известные, но для знающих людей не менее легендарные, чем бренды производителей: Aston Martin, Maserati, Bentley, Porsche.

Какие машины дороже

Коллекционная ценность автомобиля обратно пропорциональна его тиражности. Соответственно, больше всего ценятся машины, которые были выпущены малыми сериями или вообще не производились серийно.
Во-первых, это спортивные автомобили. Многие из них собраны из серийных деталей, но сама сборка — индивидуальная, часто с учетом анатомических особенностей гонщика. Спортивные машины, даже современные, нередко состоят из несущего шасси и кузова с индивидуальной геометрией. Во-вторых, это прототипы — опытные образцы автомобилей, которые предшествуют какой-либо серии. Они не столь удобны в эксплуатации, как серийные машины, зато других таких нет. В-третьих, концепт-кары — автомобили, созданные в единственном экземпляре как выставочные аттракционы. Строго говоря, это не настоящие машины, а макеты в натуральную величину. Даже двигатель есть не у всех. Это маркетинговые фантомы, которые создаются, чтобы познакомить публику с новыми замыслами инженеров и дизайнеров и посмотреть, как она их примет. Особенно смелые концепты делали в 1950-е годы в Америке. Некоторые из них, такие как GM Firebird III, похожи на реактивные самолеты без крыльев. Другие, как, например, Ford Nucleon, должны были иметь атомный двигатель. Фантастический дизайн у итальянских концепт-каров рубежа 1960—1970-х: Alfa Romeo Carabo с кузовом Bertone или Ferrari Modulo с кузовом дизайнера Паоло Мартини из студии Pininfarina.

Коллекционеры ценят и машины неудачных моделей, которые из-за своих недостатков были выпущены небольшими партиями, и курьезы вроде крохотных «автомобилей-пузырей», популярных во времена Суэцкого кризиса 1956—1957 годов. Автомобиль-самоделка, собранный советскими энтузиастами в гараже, может стоить больше, чем какаянибудь серийная машина престижной марки — BMW или Mercedes.

Проблема подлинности

Коллекционные машины могут участвовать во многих мероприятиях, в тех же «конкурсах элегантности», при соблюдении очень жестких условий. Например, они должны быть полностью отреставрированы: с идеально работающими механизмами, без сколов и царапин. Они должны и выглядеть и работать так, словно только что сошли с конвейера. При этом важна подлинность. Жюри «конкурсов элегантности» придирчиво выясняют, правильной ли краской покрашен автомобиль, много ли новых деталей в двигателе и не анахроничны ли они, и всегда отдадут предпочтение той машине, где старых элементов осталось больше. Проблема в том, что это недостижимый идеал. Любая старая машина в той или иной степени новодел. Ведь работающий механизм всегда изнашивается, и каждый старый автомобиль пережил несколько ремонтов. Поэтому на самых ценных не ездят. Они исправны, но без крайней нужды их хозяин не повернет ключ зажигания. Ведь машина должна работать идеально, и любое, самое незначительное повреждение влечет за собой ремонт, а значит, утрату частицы подлинности, и без того уже неполной. Поэтому самые ценные машины, сливки коллекций, в ралли ретроавтомобилей не участвуют. Чтобы их увидеть, надо ехать на Пебл-Бич.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+