Христо Владимиров Явашев родился в Болгарии, в городе Габрово, 13 июня 1935 года — в один день со своей будущей женой и соавтором Жанной-Клод де Гийебон, которая родилась в Марокко. С 1953 по 1956 год Христо учился в софийской Национальной художественной академии, затем недолго в венской Академии изобразительных искусств, а в 1958 году перебрался в Париж, где стал зарабатывать на жизнь портретами на заказ. С Жанной-Клод он познакомился, как раз когда писал портрет ее матери. Их первой совместной работой стала композиция из нефтяных бочек в морском порту Кельна в 1960 году. Двумя годами позже, в 1962-м, они сложили из бочек «Железный занавес» в Париже, перегородив им улицу Висконти рядом с Сеной в знак протеста против возведения Берлинской стены.
Со временем их проекты становились все более и более грандиозными. Христо и Жанна-Клод прославились гигантскими инсталляциями, когда они обертывали в разные материалы целые сооружения и ландшафты, как мост Пон-Неф в Париже в 1985 году и Рейхстаг в Берлине десятью годами позже. «…Подобно классической скульптуре, наши обернутые объекты не просто здания — они двигаются вместе с ветром, они дышат, — говорил Христо в интервью нашей газете. — Ткань очень легкая и завораживающая, она как кожа».
Инсталляции знаменитой пары за десятилетия принимали самые разные формы. В Центральном парке в Нью-Йорке художники расставили более 7,5 тыс. ворот, задрапированных в яркую развевающуюся ткань («Ворота», 1979–2005). Они разместили тысячи желтых и синих зонтиков одновременно в двух долинах — в Японии и в Калифорнии («Зонтики»,1984–1991), обернули 11 островов в заливе Бискейн во Флориде в ярко-розовые «нимбы» из полипропилена («Окруженные острова», 1980–1983), проложили желтую плавучую дорогу для зрителей по водам итальянского озера Изео («Плавучий пирс», 2014–2016).
Жанна-Клод умерла от аневризмы мозга в 2009 году, но даже после ее смерти Христо указывал ее своим соавтором. Сын пары Кирилл Христо — фотограф, режиссер и борец за права животных.
Недавно Христо вернулся к старым проектам с нефтяными бочками и соорудил из них плавучую «Мастабу» (2018) на озере Серпентайн в Лондоне. «Мне нравится бочка как объект; это самая обычная вещь для перевозки товаров, начиная с маленьких металлических банок до огромных цистерн, — рассказывал он в недавнем интервью. — Это промышленное изделие, которое может быть самых разных цветов и форм, и вместе с тем оно чрезвычайно просто, но при этом обладает какой-то магической силой, которую трудно определить. Это экстраординарная скульптурная форма».
Христо и Жанна-Клод были известны тем, что все произведения делали на собственные средства, продавая эскизы, рисунки и прочие подготовительные материалы и иногда объявляя фандрайзинг. «Мне нравится быть абсолютно свободным, совершенно иррациональным и ни перед кем не отчитываться за то, что я люблю делать», — говорил Христо.
Любопытно, что в 2017 году художник отменил проект в Америке, который продумывал 20 лет и на который собрал $15 млн (это должны были быть почти 68 км реки в Арканзасе, укрытые серебристой тканью), так как не хотел осуществлять свой замысел при администрации Трампа.
Открытие последней грандиозной работы Христо — упакованной Триумфальной арки в Париже — из-за пандемии перенесено с июля этого года на сентябрь следующего. А выставка «Христо и Жанна-Клод. Париж!» откроется в Центре Помпиду 1 июля.