18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Христо умер, не увидев своей последней работы

Христо, прославившийся вместе с женой Жанной-Клод грандиозными инсталляциями — упаковками островов и зданий, скончался в Нью-Йорке в возрасте 84 лет «по естественным причинам»

Христо Владимиров Явашев родился в Болгарии, в городе Габрово, 13 июня 1935 года — в один день со своей будущей женой и соавтором Жанной-Клод де Гийебон, которая родилась в Марокко. С 1953 по 1956 год Христо учился в софийской Национальной художественной академии, затем недолго в венской Академии изобразительных искусств, а в 1958 году перебрался в Париж, где стал зарабатывать на жизнь портретами на заказ. С Жанной-Клод он познакомился, как раз когда писал портрет ее матери. Их первой совместной работой стала композиция из нефтяных бочек в морском порту Кельна в 1960 году. Двумя годами позже, в 1962-м, они сложили из бочек «Железный занавес» в Париже, перегородив им улицу Висконти рядом с Сеной в знак протеста против возведения Берлинской стены.

Со временем их проекты становились все более и более грандиозными. Христо и Жанна-Клод прославились гигантскими инсталляциями, когда они обертывали в разные материалы целые сооружения и ландшафты, как мост Пон-Неф в Париже в 1985 году и Рейхстаг в Берлине десятью годами позже. «…Подобно классической скульптуре, наши обернутые объекты не просто здания — они двигаются вместе с ветром, они дышат, — говорил Христо в интервью нашей газете. — Ткань очень легкая и завораживающая, она как кожа».

Инсталляции знаменитой пары за десятилетия принимали самые разные формы. В Центральном парке в Нью-Йорке художники расставили более 7,5 тыс. ворот, задрапированных в яркую развевающуюся ткань («Ворота», 1979–2005). Они разместили тысячи желтых и синих зонтиков одновременно в двух долинах — в Японии и в Калифорнии («Зонтики»,1984–1991), обернули 11 островов в заливе Бискейн во Флориде в ярко-розовые «нимбы» из полипропилена («Окруженные острова», 1980–1983), проложили желтую плавучую дорогу для зрителей по водам итальянского озера Изео («Плавучий пирс», 2014–2016).

Жанна-Клод умерла от аневризмы мозга в 2009 году, но даже после ее смерти Христо указывал ее своим соавтором. Сын пары Кирилл Христо — фотограф, режиссер и борец за права животных.

Недавно Христо вернулся к старым проектам с нефтяными бочками и соорудил из них плавучую «Мастабу» (2018) на озере Серпентайн в Лондоне. «Мне нравится бочка как объект; это самая обычная вещь для перевозки товаров, начиная с маленьких металлических банок до огромных цистерн, — рассказывал он в недавнем интервью. — Это промышленное изделие, которое может быть самых разных цветов и форм, и вместе с тем оно чрезвычайно просто, но при этом обладает какой-то магической силой, которую трудно определить. Это экстраординарная скульптурная форма».

Христо и Жанна-Клод были известны тем, что все произведения делали на собственные средства, продавая эскизы, рисунки и прочие подготовительные материалы и иногда объявляя фандрайзинг. «Мне нравится быть абсолютно свободным, совершенно иррациональным и ни перед кем не отчитываться за то, что я люблю делать», — говорил Христо.

Любопытно, что в 2017 году художник отменил проект в Америке, который продумывал 20 лет и на который собрал $15 млн (это должны были быть почти 68 км реки в Арканзасе, укрытые серебристой тканью), так как не хотел осуществлять свой замысел при администрации Трампа.

Открытие последней грандиозной работы Христо — упакованной Триумфальной арки в Париже — из-за пандемии перенесено с июля этого года на сентябрь следующего. А выставка «Христо и Жанна-Клод. Париж!» откроется в Центре Помпиду 1 июля.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+