18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Клеевые ловушки, оберточная бумага и фонарик: как в американских музеях заботятся о коллекциях во время карантина

Когда музеи США закрылись из-за вспышки коронавируса, сотрудникам реставрационно-консервационных отделов пришлось быстро придумывать, как организовать уход за произведениями искусства

Главный реставратор нью-йоркского Музея современного искусства (МоМА) Кейт Льюис рассказывает, что ее коллега Майкл Даффи, реставратор живописи, делает обход коллекции закрытого на карантин музея дважды в неделю, каждый раз проходя маршрут длиной приблизительно 8 км. Поскольку сейчас в залах работает лишь скудное аварийное освещение, он обследует произведения при свете карманного фонарика, выискивая признаки тревожных изменений вроде протечек или следов насекомых.

Реставраторы отмечают, что пыль в пустых залах скапливается необычайно медленно. «Главные источники пыли — это прежде всего волокна, частицы кожи и волосы, попадающие сюда вместе с посетителями, так что сейчас эта проблема стоит менее остро», — объясняет Франческа Касадио, исполнительный директор по вопросам реставрации и научной работе в Чикагском институте искусств. Клэр Таггарт, реставратор Центра скульптур Нешер в Далласе, осмотрела экспонаты спустя полтора месяца после закрытия. «Пыли набралось не больше, чем за одни выходные, — говорит она. — На мой взгляд, для искусства это своеобразный период отдыха».

В начале карантина реставраторы разработали защитные покрытия для наиболее чувствительных к свету произведений. Так, команда Касадио накрыла рисунки, печатную графику и текстиль, а также некоторые картины из временной экспозиции Эль Греко пергамином и бумагой. Глава отдела реставрации и управления коллекциями в бостонском Музее изящных искусств Мэтью Сигал

рассказал, что они обернули чувствительные к пыли деревянные объекты и каменные статуи полиэтиленом, а манекены с одеждой упаковали в полиэтиленовые мешки.

Многие решения пришлось придумывать на ходу. Таггарт поменяла положение хрупкой скульптуры Джона Чемберлена 1970 года, сделанной из полиуретановой пены и проволоки, чтобы улучшить циркуляцию воздуха в ее витрине. Бет Эдельстайн, реставратор объектов в Художественном музее Кливленда, регулярно перемешивает снег и иней внутри морозильной камеры, где хранится «Снеговик» (1987/2016) Петера Фишли и Давида Вайса. Эта скульптура входит в число работ, как говорит главный реставратор музея Сара Скатурро, «за которые мы беспокоимся больше всего». При этом многие музеи отключили от питания произведения в новых медиа, чтобы снизить расход электричества и уменьшить их износ.

Инженеры, отвечающие за управление инфраструктурой, ведут круглосуточный мониторинг климатических условий при помощи компьютеров, куда поступают данные от сенсоров, встроенных в системы обогрева, вентиляции и кондиционирования. В дополнение к этим сенсорам в стратегически важных точках расставляют добавочные регистраторы данных, а результаты анализируются удаленно.

По словам Сары Скатурро, двое ее сотрудников еженедельно собирают эти данные и обследуют клеевые ловушки, расставленные по всему зданию, чтобы обезопасить его от нашествия насекомых. «В обычных условиях ни сотрудники, ни посетители никогда бы не увидели ничего подобного, но сейчас мы расставили ловушки повсюду, вдесятеро усилив меры борьбы с вредителями, — подтверждает Мэтью Сигал. — Темное и пустое здание очень привлекательно для самых разных форм жизни».

Приостановленные реставрационные проекты

Из-за того, что музеям пришлось закрыться быстро, десятки реставрационных проектов по всей стране остановились на полпути — к ужасу трудившихся над ними специалистов.

Команда Мэтью Сигала была вынуждена приостановить реставрацию алтаря из Монополи 1400 года с изображением Мадонны с Младенцем и святыми. Его деревянные панели расчищали и укрепляли, готовя к экспонированию в новой галерее византийского искусства бостонского Музея изящных искусств.

Чикагский институт искусств сделал вынужденный перерыв в обработке недавно приобретенного витража фирмы Tiffany 1917 года, который до этого находился под открытым небом в церкви на Род-Айленде. Франческа Касадио рассказывает, что реставраторы занимались восстановлением более 70 стеклянных элементов и их креплений в преддверии первоначально запланированной на ближайшую осень установки витража на главной лестнице института, но, когда теперь он сможет оказаться в экспозиции, неясно.

Реставрация камбоджийской статуи Кришны, поднимающего холм Говардхан, шла с 2017 года. Ее готовили к большой выставке в Художественном музее Кливленда в октябре. Реставраторы разобрали скульптуру VII века из песчаника на фрагменты и занимались устранением пятен от окислов железа. «Все постоянно меняется, потому что мы не знаем, когда откроемся снова», — сетует Сара Скатурро, подозревающая, что теперь выставку «Открывая Кришну. Путешествие на святую гору Камбоджи» придется отложить по крайней мере на год.

Отрезанные от мастерских, реставраторы проводят карантин, изучая научные труды, составляя отчеты о состоянии и обработке произведений искусства, обновляя базы данных, участвуя в вебинарах и обмениваясь опытом с коллегами из других музеев в Сети и по телефону. С одной стороны, они впечатлены возможностями удаленной работы, но с другой — страдают от ее ограничений. Ожидается, что после возвращения в музеи сотрудники будут обязаны соблюдать дистанцию и другие меры безопасности, но реставраторы рады возможности вернуться к своим объектам, несмотря ни на какие ограничения. Как говорит Кейт Льюис, «в конечном счете, нам по-настоящему важно быть рядом с произведениями».

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+