18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Мунк, «Крик», фейк

За три дня непроверенная информация о том, что Роман Абрамович купил «Крик» Эдварда Мунка, обросла удивительными подробностями

В субботу вечером в анонимном Telegram-канале Sotheby’s Life (основан 17 апреля 2020 года, на момент публикации около 3 тыс. подписчиков) было опубликовано сообщение, состоящее всего из двух предложений: «Роман Абрамович опять отличился как ценитель искусства. Он купил знаменитую картину „Крик“ Мунка (один из четырех ее вариантов) за $120 млн».

К утру понедельника агрегатор «Яндекс.Новости» показывал более 60 статей в самых разных изданиях, включая весьма уважаемые, посвященных этой сенсационной «новости». Это тенденция последних лет — собирать посещаемость на основе «хайповой» новости, пренебрегая проверкой реальных фактов. Некоторые из этих публикаций указывали Telegram-канал в качестве источника информации, другие ссылались уже друг на друга. Вообще из ниоткуда взялось дополнение: «Отмечается, что заплаченные за картину Романом Абрамовичем 120 миллионов долларов пойдут на строительство нового музея, центра искусств и отеля в Норвегии».

Претензий к Telegram-каналу, собственно, нет. На то он и Telegram-канал, чтобы анонимно публиковать недоказуемые «сливы» и «инсайды» — у этого вида публикаций жанр такой. Вероятно, это было сделано, чтобы его раскрутить.

Кто опубликовал информацию? Является ли канал Sotheby’s Life официальным для аукционного дома Sotheby’s? Очевидно, что нет (случаи присвоения названий брендов для подобных каналов очень часты, The Art Newspaper Russia тоже столкнулась с подобной ситуацией, обнаружив своего нелегитимного клона). Публикуют ли аукционные дома информацию о своих клиентах? Крайне редко, по просьбе самого покупателя. 

Если же попытаться ответить на эти вопросы, то выясняется, что единственный из нескольких вариантов «Крика», находящийся в частных руках, действительно был продан за $120 млн. Это случилось 2 мая 2012 года на торгах Sotheby’s в Нью-Йорке (лот № 20). Но кто его купил?

Сразу после сенсационной продажи англоязычный Forbes опубликовал текст, в котором называл Абрамовича в числе возможных покупателей «Крика» (но более вероятными кандидатурами считал правительство Катара или миллиардеров Леонарда Блаватника и Пола Аллена). В июле того же года Wall Street Journal сообщил со ссылкой на несколько источников, что покупателем был миллиардер Леон Блэк, ведущий партнер Apollo Global Management. Тогда представители Блэка отказались комментировать это предположение.

К тому моменту, когда новость о приобретении «Крика» Абрамовичем широко распространилась в Рунете, появились опровержения от информагентств. 

The Art Newspaper Russia, в свою очередь, тоже не получила подтверждения новости у официальных лиц. Представитель аукционного дома Sotheby’s опроверг информацию о том, что Роман Абрамович является покупателем Мунка. Также он сообщил, что компания Sotheby’s не имеет никакого отношения к Telegram-каналу Sotheby’s Life. 

Представители Романа Абрамовича отказались комментировать появившуюся новость. Однако источник в окружении бизнесмена ответил нам: «Это полный бред». И сообщил, что, по его сведениям, информация, опубликованная в Wall Street Journal в июле 2012 года, соответствует действительности.

Тем временем председатель ЦК партии «Коммунисты России» Максим Сурайкин уже потребовал, чтобы Роман Абрамович передал «Крик» в дар Третьяковской галерее. «Этот богач все прибирает к рукам, и картина Мунка, конечно, теперь у него… Мы требуем, чтобы он передал купленный им шедевр в Третьяковскую галерею в качестве дара», — цитирует его издание ura.ru.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+