Дом-музей Виктора Васнецова в 3-м Троицком переулке (сейчас переулок Васнецова в Мещанском районе Москвы) обычно называют просто «теремок» — из-за богатого декора в неорусском стиле.
В 1891 году, после долгих лет скитаний по съемным квартирам, Виктор Васнецов, получив гонорар за роспись Владимирского собора в Киеве, начал строить в Москве собственный дом. Семья переехала в еще не достроенный «теремок» в 1894-м.
Дом возведен по эскизам самого художника, на которые при проектировании опирался архитектор Михаил Приемышев. А руководил строительством, в котором были заняты крестьяне из Владимирской губернии, архитектор Василий Башкиров. Источником вдохновения стали традиционные русские избы — отсюда и материал строительства — дерево (правда, часть нижнего этажа оштукатурена), и лепные наличники-кокошники, а также колонки-дыньки, использованные в украшении фасадов. Однако, по сути, дом получился, конечно, не крестьянский, а, скорее, купеческий. В его оформлении также использовано множество элементов, характерных для стиля модерн (например, разноцветные поливные изразцы с растительным орнаментом, опоясывающие фасад). Наконец, визитная карточка Васнецова — венчающая дом сказочная бревенчатая пристройка в форме древнерусского терема, за которую он и получил свое прозвище.
Почти вся мебель — тяжелые резные дубовые шкафы, массивные стулья с высокими прямыми спинками — родом из абрамцевских мастерских. Она также выполнена по рисункам Виктора Васнецова, хотя есть и произведения других художников, например изразцы Михаила Врубеля, украшающие печь. Отдельные предметы мебели, в частности стол и стулья, сделал младший брат Виктора Аркадий Васнецов, талантливый резчик по дереву.
Виктор Васнецов с семьей, а потом и его дети жили в доме до 1953 года, после чего наследники передали его государству. Внутреннее убранство сохранилось неизменным, а в мастерской висят произведения на сказочную тематику, названные художником «Поэмой семи сказок». Сейчас «теремок» — филиал Третьяковки (фактически это второй архитектурный объект Васнецова в ведении музея, ведь знаменитый фасад исторического здания Государственной Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке выполнен по эскизу художника). Пока дом-музей закрыт, побродить внутри позволяют Яндекс.Панорамы.
Увидев однажды реку Оку из окна поезда, следовавшего в Крым, Василий Поленов был очарован красотой местной природы и задумался о постройке дома для своей семьи в этих краях. Поиск подходящего места и переговоры о покупке шли более трех лет. Наконец в 1891 году был заложен Большой дом.
Все постройки в усадьбе художник проектировал сам: архитектура была его страстью еще со времен обучения в Академии художеств. Почерк Поленова-архитектора выдает прекрасное знание европейской средневековой архитектуры и во многом предвосхитил стилистику модерна. Один из ярких примеров — стоящий поодаль от основного здания белый кирпичный домик с красной крышей в романском стиле. Это так называемое Аббатство, где располагалась мастерская художника.
Большой дом, деревянный, трехэтажный, с белыми стенами, немного похожий на европейский пряничный домик, был выстроен в стиле, который Поленов определял как «скандинавский». Оформление интерьера — роспись, мозаика, витражи — непосредственно связано с назначением и темой помещения. Напротив Большого дома был возведен Фахверковый сарай — кладовая и столярная мастерская. Перед самым выходом из усадьбы на Оку находится восстановленный лодочный сарай — поленовское Адмиралтейство, также построенное по типу фахверка в 1895 году.
Строго говоря, Поленово стало музеем почти сразу. Уже к 1892 году на берегу Оки был сооружен дом, приспособленный к размещению коллекций живописи, графики, скульптуры и археологических находок, куда приходили целые экскурсии из ближайших городов и деревень. Сейчас это Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник Василия Дмитриевича Поленова. Усадьбе повезло: она сохранилась практически в первозданном виде, традиционно музеем-заповедником руководят представители династии Поленовых, на данный момент — правнучка художника Наталья Поленова.
На сайте polenovo360.com можно отправиться в виртуальный тур по музею-заповеднику, осмотреть окрестности, увидеть, как усадьба выглядит в разное время года, даже зайти внутрь построек и посмотреть музейные экспозиции.
Музей-усадьба Ильи Репина расположен на берегу Финского залива, в бывшей деревне Куоккала. Сейчас это поселок Репино Курортного района Санкт-Петербурга. В конце XIX — начале ХХ века это были популярные дачные места, куда на лето перебирались жители столицы. В 1899 году Репин приобрел здесь участок земли и начал строительство загородного дома, точнее, перестройку имевшегося там маленького домика. Усадьбу назвали «Пенаты» в честь римских богов — хранителей домашнего очага. Изображения этих божков, пенатов, можно увидеть на расписных деревянных воротах усадьбы, созданных по рисунку художника.
Сам двухэтажный дом также построен по проекту Репина. Хотя рисунков с архитектурными эскизами не сохранилось, об их существовании известно из письма Владимира Стасова от 1905 года, где упомянуты, в частности, такие «образчики архитектуры Репина», как «входные ворота с орнаментами» и «окно на фасаде». Дом надстроили вторым этажом со стеклянной крышей над двумя мастерскими. Со стороны парка к нему пристроили зимнюю веранду в виде стеклянной пирамиды. Репин украсил ее наружные стены резными узорами в виде грифонов.
Строительство в «Пенатах» велось без предварительного плана, все помещения создавались по мере необходимости. Архитектурный стиль дома можно определить как сочетание элементов северного модерна и мотивов древнерусского зодчества. На территории усадьбы были и другие постройки: театр-беседка «Храм Осириса и Изиды», смотровая башня «Беседка Шахерезады».
Сохранились многочисленные описания знаменитых «дней открытых дверей» в Пенатах, которые проходили каждую среду, и удивительного по тем временам уклада, установленного в доме второй женой художника Натальей Нордман. Убежденная вегетарианка, она раздавала всем новоприбывшим брошюрки с заголовком «Я никого не ем», потчевала «котлетами из сена» и «бифштексами из клюквы», а также ввела в доме самообслуживание — гостям предлагалось самостоятельно открывать себе двери, снимать и надевать одежду и обслуживать себя за обедом. Был специально придуман сложной конструкции круглый стол: его центральная часть была подвижной, и каждый участник трапезы мог покрутить его, потянув за специальную ручку, чтобы приблизить к себе какое-то блюдо. Кроме того, художник и вся его семья практиковали сон на воздухе. Репин спал на веранде круглый год, а жена с детьми — в так называемой холодной комнате, где открывались настежь все окна.
После революции Куоккала отошла Финляндии, которая получила независимость, а Репин невольно стал эмигрантом, никуда не уезжая из собственного дома.
Музей в «Пенатах» был открыт уже после смерти художника, в 1940 году (в результате советско-финской войны Куоккала была занята Красной армией, а дети Репина спешно эвакуировались в Финляндию). Перед началом Великой Отечественной мемориальные вещи и часть обстановки дома были вывезены в Ленинград, в Академию художеств, что позволило сохранить некоторые детали интерьера. Во время войны дом полностью сгорел, и в послевоенные годы началось воссоздание усадьбы по сохранившимся фотографиям и описаниям. Парк, дом, внутренний вид комнат воссозданы такими, какими они были в 1905–1912 годах. В 1962 году был открыт музей-усадьба Ильи Ефимовича Репина, сейчас это филиал Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств.
Николай Фешин провел в небольшом городке Таос в американском штате Нью-Мексико всего шесть лет, но оставил там весьма заметный след. По собственному проекту и фактически своими руками, минимально прибегая к помощи рабочих, он построил в центре города дом со студией. Ныне здание принадлежит Художественному музею Таоса и открыто для публики. Точнее, сейчас оно закрыто, как и другие американские музеи в период пандемии. Однако его можно осмотреть и снаружи и внутри на фотографиях в «Google Картах».
Покинуть Нью-Йорк, где он жил после отъезда из России в 1923 году и был востребованным светским живописцем, художника заставила болезнь: у него нашли туберкулез и посоветовали сменить климат на более сухой. Друзья пригласили его в Нью-Мексико, в Таос, где в то время обитала целая плеяда американских художников, в том числе знаменитая Джорджия О’Кифф и выходец из России Леон Гаспар.
В 1927 году Фешины приобрели дом на главной улице Таоса, Пасео дель Пуэбло Норте, и приступили к его перестройке. Первым делом была возведена студия с огромным окном во всю стену. Именно здесь художник написал знаменитые портреты из «индейской» серии. Одновременно шло строительство, в котором он принимал активное участие.
Сохранились архитектурные чертежи Фешина; по ним видно, что он разрабатывал не только внутреннюю планировку, но и скульптурные украшения, и дизайн мебели, предметов интерьера. Большинство вещей — резную мебель, кованые светильники — он сделал собственными руками. Исследователи отмечают, что в доме нет ни одной одинаковой ставни или двери.
Здание, словно вырастающее из земли, плавные линии, большие скругленные окна и высокое крыльцо, украшенное резными деревянными колоннами, напоминают московские особняки в стиле модерн, а мебель в доме в чем-то родственна изделиям в неорусском стиле знаменитых мастерских Талашкина. В то же время в простых глинобитных формах чувствуется влияние местной архитектуры, прежде всего мексиканских домов из сырцового кирпича, который здесь называют «адоби».
Однако в 1933 году, почти сразу после окончания строительства, жена художника Александра подала на развод, и Николай Фешин с дочерью Ией покинул Таос. Усилиями дочери в 1970 году дом Фешина был включен в Национальный реестр исторических мест Америки. Когда ее мать скончалась в 1983 году, Ия вернулась в Таос, где основала Институт Фешина и до конца жизни поддерживала его выставочные и образовательные программы. После ее смерти в 2002 году дом был приобретен Художественным музеем Таоса.
Крошечный остров (и одноименный городок) в восточной части Лонг-Айленда, в традиционных дачных местах жителей Нью-Йорка, стал последним пристанищем скульптора Эрнста Неизвестного. Здесь в начале 1990-х годов он построил дом с мастерской, где отдыхал от шумного и многолюдного Большого яблока. На прилагающей территории сада с лужайкой и прудом Неизвестный и его жена Анна Грэм устроили парк скульптур, где разместили около трех десятков монументальных произведений скульптора из бронзы и мрамора, в том числе узнаваемые фигуры кентавров, тотемы и распятия. Этот парк на собственном заднем дворе они сделали общедоступным. На сайте студии Эрнста Неизвестного можно найти не только видео и фотографии дома и парка, но и подробную инструкцию, как туда добраться.
Проект дома со студией выполнил архитектор Марк Дзевульски, но работал он над ним вместе с самим скульптором. Неизвестный попросил спроектировать здание, по формам и стилю напоминающее простые серебряные браслет и кольцо, которые он всегда носил. На первый взгляд дом почти не выделяется среди расположенных по соседству домов в характерном американском загородном стиле: простые геометрические объемы, серый сайдинг и белые декоративные элементы. Выходящий на Пеппермилл-лейн фасад не предвещает ничего необычного, зато со стороны парка здание предстает уже в другом свете. Наиболее эффектна круглая в плане башня с остроконечной крышей, где располагалась мастерская.
Дерево, сталь и бетон — вот основные материалы, использованные в доме. Что касается мебели, то она вся создана по эскизам Неизвестного. Стиль интерьеров близок к «миссионерскому», но чувствуется и русский акцент — есть что-то от купеческих особняков начала ХХ века в духе Абрамцева.