18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Великобритании разрабатывают план монументальной пропаганды против расизма

После того как демонстранты снесли статую работорговца Эдварда Колстона в Бристоле, мэр Лондона заявил, что спорные памятники должны быть демонтированы и поставлены новые, антирасистские. Первым свой проект предложил Бэнкси

Мэр Бристоля Марвин Риз рассказал ВВС, что памятник работорговцу XVII века Эдварду Колстону могут поместить в музей. Несколько дней назад участники демонстрации против расизма, организованной в связи с гибелью Джорджа Флойда, снесли статую с постамента и сбросили ее в Бристольский залив. Согласно плану памятник достанут из воды и будут экспонировать в музее M Shed вместе с плакатами демонстрантов, выложенными вокруг его постамента. Марвин Риз заявил, что «речь не идет об освобождении от ответственности за намеренное нанесение ущерба». «Когда происходят события такого масштаба, они становятся частью истории; наша задача — увековечить этот момент», — подчеркнул мэр города.

Британский художник Хью Лок считает, что памятник Колстону следует экспонировать в горизонтальном положении. «Скульптура очень спорная, поскольку этот человек был негодяем, — говорит Лок. — Это была очень комплиментарная скульптура, он представлен в образе просвещенного человека. Люди будут воспринимать ее иначе, если она будет лежать на боку».

Споры вокруг 5,5-метровой бронзовой статуи Эдварда Колстона шли уже давно. Он был членом Королевской африканской компании, одной из крупнейших на рынке работорговли в Западной Африке, которая за время своего существования вывезла в Северную и Южную Америку около 80 тыс. мужчин, женщин и детей. Работорговец, заработавший репутацию филантропа, умер в 1721 году, а памятник ему установили в 1895 году.

Профессор Дэн Хикс, курирующий отдел археологии в Музее Питта Риверса при Оксфордском университете, считает, что эта ситуация станет лакмусовой бумажкой для всего сектора культурного наследия Великобритании и покажет, «хватит ли смелости вычеркнуть памятник Колстону из списка объектов культурного наследия и либо оставить его под водой, либо отправить в музейный запасник».

Хикс недавно написал книгу The Brutish Museums («Жестокие музеи»), посвященную проблеме деколонизации музеев. Он подчеркивает, что «коммунистические и фашистские памятники сносят во всех странах Европы, но при этом многие мемориалы колониального протофашизма по-прежнему с нами… Люди десятилетиями призывали убрать статую Колстона. Музеи и сектор культурного наследия должны извлечь урок из этой истории, если мы по-настоящему хотим научиться бороться с институциональным расизмом». Он также указывает на то, что «Бристолю следует избавиться и от другого важнейшего памятника расизму и вернуть в Бенин хранящуюся в муниципальном музее бенинскую бронзовую голову, которая была незаконно вывезена в 1897 году».

В Великобритании также звучат призывы переименовать топонимы, названные в честь работорговцев, в том числе площадь сэра Джона Хокинса в Плимуте. В ответ на вопрос о демонтаже спорных памятников профессор Хикс говорит: «Действия, меняющие общество, могут принимать самые разные формы. Это может быть и демонтаж памятников, но очевидно, что, во-первых, в центре внимания должно быть мнение сообщества, а во-вторых, каждый случай необходимо рассматривать индивидуально».

Вслед за событиями в Бристоле мэр Лондона Садик Хан объявил о создании комиссии, которая должна рассмотреть лондонские памятники с точки зрения «плюрализма»; статуи, связанные с работорговлей, могут быть убраны. «Новая комиссия будет оценивать монументальное и уличное искусство, названия улиц, статуи и другие памятники», — говорится в заявлении Лондонской ассамблеи. В комиссию войдут историки, деятели искусств и общественные деятели. Хан обещает, что чернокожие, азиатские и этнические общины, женщины, сообщества ЛГБТК+ в дальнейшем будут представлены в комиссии полнее, чем сейчас. Этот шаг мэра вызвал поток критических постов в социальных сетях, некоторые авторы заявили, что объявление Хана было «сигналом тотальной добродетели». Девятого июня стало известно, что под давлением общественности была демонтирована статуя работорговца XVIII века Роберта Миллигана у Музея лондонских доков.

Садик Хан ранее обещал поддержку ряду новых мемориалов в столице. В их числе — чернокожему британскому подростку Стивену Лоуренсу, убитому по расовым мотивам, и притесняемым рабочим родом с Карибских островов, известным как поколение Windrush, по имени первого корабля, который привез их предков в Англию. Еще в прошлом году бывший премьер-министр Великобритании Тереза Мэй заявила, что посвященный им памятник будет возведен на вокзале Ватерлоо. Хан также поддержал планы создания Национального музея рабства и Национального сикхского военного мемориала.

Свержение статуи в Бристоле подстегнуло кампанию по демонтажу памятника Сесилу Родсу в Оксфорде. В результате 26 членов совета по труду в городском совете подписали письмо, призывающее Оксфордский университет «сделать Оксфорд поистине антирасистским городом», убрав статую британского колонизатора из Колледжа Ориэл. А в Эдинбурге городской совет заявляет, что на площади Святого Эндрю рядом со статуей политика XVIII века Генри Дандаса «как можно скорее» должна появиться мемориальная доска, где будет рассказываться о том, что он поддерживал рабство.

В дискуссию о том, что делать с пустым постаментом, на котором в Бристоле стояла статуя Эдварда Колстона, вступил художник Бэнкси. Он опубликовал в Instagram набросок проекта и предложил вернуть памятник, но с некоторыми важными дополнениями: «Мы вытаскиваем его из воды, ставим обратно на постамент, обвязываем тросом шею и добавляем несколько бронзовых статуй протестующих в натуральную величину. Все счастливы. Так отмечается знаменательный день».

Многие поклонники аплодируют его идее в социальных сетях, но некоторым кажется, что бронзовую статую нужно просто пустить в переплавку. Другие — несмотря на то что художник выразил свою полную поддержку протестующим против расовой дискриминации — считают, что он играет сразу за обе команды. О проекте для Бристоля Бэнкси пишет, что он «адресован как тем, кто скучает по статуе Колстона, так и тем, кто нет».

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+