Государственная Третьяковская галерея
7 июля – 11 ноября
Вторая часть трилогии, посвященной культуре советского времени — с 1953 года и до заката СССР. Несколько лет назад Третьяковская галерея исследовала феномен хрущевской оттепели, а на этот раз обратилась к эпохе брежневского застоя. Выставка включает более 500 экспонатов: живопись, графику, скульптуру, видео и перформансы. Кураторы пошли на эксперимент, решив объединить официальное искусство и андерграунд, не противопоставляя их друг другу, а показывая явления в их многообразии и впервые в контексте общего для мирового искусства постмодернизма. В одном пространстве встретятся произведения Эрика Булатова, Дмитрия Жилинского, Ильи Кабакова, Комара и Меламида, Татьяны Назаренко, Натальи Нестеровой, Виктора Пивоварова, Виктора Попкова и Владимира Янкилевского.
Государственная Третьяковская галерея
7 июля – 6 сентября
Более 100 произведений — живопись, графика, фотографии, видео, инсталляции и объекты в основном молодых, но уже состоявшихся российских художников, начавших свой путь в 2000-е годы, — из коллекции бизнесменов и меценатов Владимира Смирнова и Константина Сорокина. В октябре прошлого года они подарили Третьяковке этот корпус работ и одновременно выделили средства на приобретение произведений других художников, отсутствовавших или представленных фрагментарно в собрании музея. Виктор Алимпиев, Иван Горшков, Аня Желудь, Алиса Йоффе, Полина Канис, Ирина Корина, Андрей Кузькин, Владимир Логутов, Александра Паперно, Сергей Сапожников, Хаим Сокол, Давид Тер-Оганьян, Валерий Чтак — далеко не полный список авторов на этой выставке, цель которой — представить главные явления и тенденции в российском искусстве последних двух десятилетий.
Музеи Московского Кремля
Даты уточняются
Знаменитого Карла Фаберже и знакомого более узкому кругу знатоков прикладного искусства мастера Федора Рюкерта связывали длительные профессиональные отношения. Рюкерт, славившийся своими эмалями, выполнял заказы для фирмы Фаберже, и не только предметы в этой технике, но и живописные миниатюры. Среди собранных на выставке 500 экспонатов представлены и более ранние изделия XVI–XVII веков, и произведения других российских фирм, фабрик и артелей XIX — начала XX века, исполненные разными мастерами во всевозможных техниках работы с эмалью: перегородчатой и выемчатой; светящейся, как витраж, оконной; живописной, воспроизводящей картины Виктора Васнецова, Константина Маковского и других отечественных художников. Экспонаты не только из собрания Музеев Кремля, но и из музеев и частных коллекций Великобритании и США.
Государственный Русский музей
Даты уточняются
Впервые музей показывает один большой выставочный проект во всех четырех своих пространствах: в Корпусе Бенуа, Мраморном и Строгановском дворцах, а также в Инженерном замке. Он посвящен 125-летию со дня основания музея. Зрителю предложено сфокусировать внимание на дарителях как основной движущей силе пополнения музейного собрания: за 100 с лишним лет от 3 тыс. коллекционеров, меценатов и художников было получено множество произведений искусства, из которых для показа была отобрана тысяча. Здесь присутствует «Фрина на празднике Посейдона» Генриха Семирадского. Она была куплена Александром III в 1889 году с выставки одной картины в Академии художеств. В том же году он приобрел картину Ильи Репина «Николай Мирликийский освобождает от смерти трех невинно осужденных». По легенде, именно эти произведения навели самодержца на мысль о создании национального музея русского искусства. Впоследствии музей пополнялся благодаря самым разным людям — от княгини Марии Тенишевой и дипломата Владимира Аргутинского-Долгорукова до немецкого мецената Петера Людвига, благодаря которому у Русского музея появилась прекрасная коллекция современных западных звезд.
Музей AZ
9 июля – 8 ноября
Легендарный советский коллекционер Георгий Костаки (1913–1990) одним из первых начал приобретать работы Анатолия Зверева, тем самым поддерживая художника. В 2013 году дочь коллекционера Алики Костаки подарила Музею AZ более 600 произведений Зверева, ряд которых представлен на выставке. Разумеется, самая знаменитая часть собрания Костаки — русский авангард, который он во многом открыл России и миру. Проект, приуроченный к пятилетию Музея AZ, показывает Костаки именно как дарителя, обогатившего фонды нескольких крупных отечественных музеев: Третьяковской галереи, Музея древнерусской культуры им. Андрея Рублева, музея-заповедника «Царицыно». Важная часть экспозиции — медиаинсталляция Платона Инфанте и фильм, в котором о коллекционере рассказывают люди, лично его знавшие.
Всероссийский музей декоративного искусства
14 августа – 20 сентября
Совместный проект Всероссийского музея декоративного искусства и междисциплинарного центра Research Arts при поддержке Фонда президентских грантов и галереи «Триумф». «Перерыв 15 минут» должен был начаться весной выставкой, посвященной художественному осмыслению трудовых отношений. Однако пандемия и введенные в связи с ней ограничения перенесли ее открытие на неопределенный срок и оказались созвучны идее времени, которая легла в основу проекта в целом. Выставка «Перерыв 15 минут. Часть 1» носит документальный характер. В значительной степени она была придумана и собрана до пандемии, а поэтому работы, вошедшие в нее, неизбежно представляют собой художественные документы «той» эпохи. Однако в нее также включены произведения авторов, для которых реакция на текущее состояние труда и моментальная рефлексия происходящего составляют художественную практику. Вторая часть выставки будет посвящена трансформациям отдыха и откроется осенью.
Фонд IN ARTIBUS
2 июля – 4 октября
Выставка необычного формата, едва успевшая открыться перед карантином, теперь снова доступна. Wish List — это выставка-проект, тотальная инсталляция произведений живописи, графики, прикладного искусства разных эпох и разных стран, в основе которой — работы из собрания московского коллекционера Максима Боксера. Увлекаясь различными направлениями в искусстве, он оказывается тем самым мечтателем, который предлагает зрителям погрузиться в таинственный лабиринт и попробовать вместе разобраться в темах и типах старых и современных коллекций.
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
С середины июля до конца сентября
Почти две сотни графических листов, охватывающие несколько столетий европейского искусства во всем многообразии его национальных школ, из собрания музея, где хранится более 350 тыс. гравюр и 27 тыс. рисунков. Столь полно свою коллекцию графики Пушкинский показывает впервые. Экспозиция, занявшая все центральное выставочное пространство, выстроена по хронологическому принципу, с XV по ХХ век: Дюрер, итальянские мастера Ренессанса и маньеризм, Рембрандт, Пуссен, Рубенс, Ватто, Тьеполо, Делакруа, Энгр, Дега, Ренуар, Пикассо, Модильяни и Матисс, чья коллекция графики в ГМИИ — одна из богатейших в мире, благодаря дару его секретаря и музы Лидии Делекторской. В экспозицию включены работы и русских рисовальщиков, в том числе Карла Брюллова, Михаила Врубеля, Марка Шагала, Василия Кандинского, тем самым вписанных в общий контекст европейского искусства.
Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург
Июнь — июль (даты уточняются)
Фотоагентство Magnum Photos придумали в 1947 году Анри Картье-Брессон, Роберт Капа и еще трое их товарищей-фотографов. На судьбоносной встрече в Париже они пили шампанское, название которого и подсказало имя объединению. Составившие костяк группы фотографы были незаурядными мастерами. Вдобавок они обязались соблюдать правила: снимать на фотоаппарат Leica, не кадрировать и никакими фильтрами снимки не улучшать. Шли десятилетия, Magnum стал высшей лигой фотографического мира. Быть членом агентства — большая честь, от России ее удостоился (в 1988 году) только Георгий Пинхасов. Нельзя сказать, что выставки Magnum никогда раньше не проходили в нашей стране. Отличие нынешней — в том, что ее придумали санкт-петербургский Манеж и куратор, историк фотографии Нина Гомиашвили. По ее словам, она «пинцетом» отобрала лучшее, кадры-бриллианты, чтобы представить самые впечатляющие фотографии о России, сделанные мастерами Magnum с 1947 по 2020 год. Было взято 250 снимков 39 лучших фотографов мира — получился иной взгляд на нашу страну. Не за белых, не за красных, объективный, иногда ироничный и гарантированно высокохудожественный.