Переезд Стамбульского музея живописи и скульптуры (IRHM) на территорию бывшей таможни площадью 17,7 тыс. кв. м рядом с Босфором растянулся почти на десятилетие. Новое здание стоимостью $25 млн, перестроенное по проекту турецкого архитектора Эмре Аролата, опробовали прошлой осенью, когда пространство стало местом проведения Стамбульской биеннале. Затем дата открытия музея с весны 2020 года была перенесена на сентябрь, чтобы успеть с реставрацией коллекции, насчитывающей 12 тыс. экспонатов. Но увольнение главного консультанта проекта Васифа Кортуна, который собирался переосмыслить коллекцию, включающую произведения национальных художников с середины 1800-х до 1990-х годов, на основе «современных критических идей», поставило под сомнение все планы.
Бывший директор-основатель частной художественной институции SALT, Васиф Кортун присоединился к IRHM, входящему в состав государственного Университета изящных искусств имени Мимара Синана, в мае 2019 года. Недостаток финансирования, отсутствие независимого попечительского совета и квалифицированного музейного персонала, включая реставраторов, вынудили его в декабре уйти. «Государство не может управлять таким учреждением. Технически, бюрократически, финансово, идеологически — это просто неправильная комбинация, — заявил Кортун в интервью The Art Newspaper. — Я понял, что справиться с этим абсолютно невозможно, потому что мне не разрешили ничего менять». Другим препятствием стало то, что основные предметы музейной коллекции находятся в бессрочном хранении у президента
Реджепа Эрдогана, а также в государственном Музее дворцовых коллекций в Стамбуле. Среди 60 выданных им в пользование работ — картины кисти Абдулмеджида II (1868–1944), последнего халифа Османской империи. «Музей не может открыться без них», — считает Кортун.
IRHM был основан в 1937 году в крыле дворца свергнутого султана по указу Мустафы Кемаля Ататюрка, основателя Турецкой Республики. По словам профессора Айше Кёксал, чья книга о многострадальном музее готовится к публикации в этом году, институция закрылась во время Второй мировой войны и большую часть следующих восьми десятилетий так и не была доступна для широкой публики. В последний раз музей открывался в 2008 году.
В музее хорошо отражены «основные моменты истории послевоенной турецкой живописи» — считает куратор Дуйгу Демир, которая работала с Кортуном, потом заняла его место, но в феврале тоже ушла. «Я не могла собирать деньги, организовывать выставку, посвященную 120-летию турецкой живописи и скульптуры, продумывать следующую экспозицию, при этом еще и управлять музеем», — говорит она. По словам Демир, правительство щедрым жестом предоставило новое здание, но не выделило денег на его открытие и эксплуатационные расходы. Приоритетом остается Музей дворцовых коллекций, власти отдают предпочтение исламскому османскому прошлому, нежели эпохе светской республики, представленной как раз в основном в коллекции IRHM.
Еще одним препятствием остается строительство по соседству терминала круизных лайнеров. Он должен был открыться в мае, но до сих пор не готов. Из-за этого проекта стоимостью $1,7 млрд в 2018 году вынужден был переехать частный cтамбульский музей современного искусства Istanbul Modern — он ожидает своего возвращения на набережную только в следующем году, в новое здание по проекту Ренцо Пьяно. Это один из немногих частных турецких музеев, которые открылись за последние два десятилетия, чтобы заполнить пустоту, вызванную долгим отсутствием IRHM. Однако их коллекции недостаточно богаты, чтобы проиллюстрировать бурную историю искусства Турции, где западные концепции и практики синтезировались с национальной идентичностью. «Так что открытие национального музея по-прежнему актуально», — полагает Дуйгу Демир.
Пока что официальной датой открытия IRHM остается сентябрь 2020 года.