18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Открытие Стамбульского музея живописи и скульптуры под вопросом

Музей IRHM, закрытый на протяжении большей части своего 80-летнего существования, в этом году должен начать работу в новом здании за $25 млн — несмотря на то, что главные кураторы уволились

Переезд Стамбульского музея живописи и скульптуры (IRHM) на территорию бывшей таможни площадью 17,7 тыс. кв. м рядом с Босфором растянулся почти на десятилетие. Новое здание стоимостью $25 млн, перестроенное по проекту турецкого архитектора Эмре Аролата, опробовали прошлой осенью, когда пространство стало местом проведения Стамбульской биеннале. Затем дата открытия музея с весны 2020 года была перенесена на сентябрь, чтобы успеть с реставрацией коллекции, насчитывающей 12 тыс. экспонатов. Но увольнение главного консультанта проекта Васифа Кортуна, который собирался переосмыслить коллекцию, включающую произведения национальных художников с середины 1800-х до 1990-х годов, на основе «современных критических идей», поставило под сомнение все планы.

Бывший директор-основатель частной художественной институции SALT, Васиф Кортун присоединился к IRHM, входящему в состав государственного Университета изящных искусств имени Мимара Синана, в мае 2019 года. Недостаток финансирования, отсутствие независимого попечительского совета и квалифицированного музейного персонала, включая реставраторов, вынудили его в декабре уйти. «Государство не может управлять таким учреждением. Технически, бюрократически, финансово, идеологически — это просто неправильная комбинация, — заявил Кортун в интервью The Art Newspaper. — Я понял, что справиться с этим абсолютно невозможно, потому что мне не разрешили ничего менять». Другим препятствием стало то, что основные предметы музейной коллекции находятся в бессрочном хранении у президента

Реджепа Эрдогана, а также в государственном Музее дворцовых коллекций в Стамбуле. Среди 60 выданных им в пользование работ — картины кисти Абдулмеджида II (1868–1944), последнего халифа Османской империи. «Музей не может открыться без них», — считает Кортун.

IRHM был основан в 1937 году в крыле дворца свергнутого султана по указу Мустафы Кемаля Ататюрка, основателя Турецкой Республики. По словам профессора Айше Кёксал, чья книга о многострадальном музее готовится к публикации в этом году, институция закрылась во время Второй мировой войны и большую часть следующих восьми десятилетий так и не была доступна для широкой публики. В последний раз музей открывался в 2008 году.

В музее хорошо отражены «основные моменты истории послевоенной турецкой живописи» — считает куратор Дуйгу Демир, которая работала с Кортуном, потом заняла его место, но в феврале тоже ушла. «Я не могла собирать деньги, организовывать выставку, посвященную 120-летию турецкой живописи и скульптуры, продумывать следующую экспозицию, при этом еще и управлять музеем», — говорит она. По словам Демир, правительство щедрым жестом предоставило новое здание, но не выделило денег на его открытие и эксплуатационные расходы. Приоритетом остается Музей дворцовых коллекций, власти отдают предпочтение исламскому османскому прошлому, нежели эпохе светской республики, представленной как раз в основном в коллекции IRHM.

Еще одним препятствием остается строительство по соседству терминала круизных лайнеров. Он должен был открыться в мае, но до сих пор не готов. Из-за этого проекта стоимостью $1,7 млрд в 2018 году вынужден был переехать частный cтамбульский музей современного искусства Istanbul Modern — он ожидает своего возвращения на набережную только в следующем году, в новое здание по проекту Ренцо Пьяно. Это один из немногих частных турецких музеев, которые открылись за последние два десятилетия, чтобы заполнить пустоту, вызванную долгим отсутствием IRHM. Однако их коллекции недостаточно богаты, чтобы проиллюстрировать бурную историю искусства Турции, где западные концепции и практики синтезировались с национальной идентичностью. «Так что открытие национального музея по-прежнему актуально», — полагает Дуйгу Демир.

Пока что официальной датой открытия IRHM остается сентябрь 2020 года.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+