18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Открытие Стамбульского музея живописи и скульптуры под вопросом

Музей IRHM, закрытый на протяжении большей части своего 80-летнего существования, в этом году должен начать работу в новом здании за $25 млн — несмотря на то, что главные кураторы уволились

Переезд Стамбульского музея живописи и скульптуры (IRHM) на территорию бывшей таможни площадью 17,7 тыс. кв. м рядом с Босфором растянулся почти на десятилетие. Новое здание стоимостью $25 млн, перестроенное по проекту турецкого архитектора Эмре Аролата, опробовали прошлой осенью, когда пространство стало местом проведения Стамбульской биеннале. Затем дата открытия музея с весны 2020 года была перенесена на сентябрь, чтобы успеть с реставрацией коллекции, насчитывающей 12 тыс. экспонатов. Но увольнение главного консультанта проекта Васифа Кортуна, который собирался переосмыслить коллекцию, включающую произведения национальных художников с середины 1800-х до 1990-х годов, на основе «современных критических идей», поставило под сомнение все планы.

Бывший директор-основатель частной художественной институции SALT, Васиф Кортун присоединился к IRHM, входящему в состав государственного Университета изящных искусств имени Мимара Синана, в мае 2019 года. Недостаток финансирования, отсутствие независимого попечительского совета и квалифицированного музейного персонала, включая реставраторов, вынудили его в декабре уйти. «Государство не может управлять таким учреждением. Технически, бюрократически, финансово, идеологически — это просто неправильная комбинация, — заявил Кортун в интервью The Art Newspaper. — Я понял, что справиться с этим абсолютно невозможно, потому что мне не разрешили ничего менять». Другим препятствием стало то, что основные предметы музейной коллекции находятся в бессрочном хранении у президента

Реджепа Эрдогана, а также в государственном Музее дворцовых коллекций в Стамбуле. Среди 60 выданных им в пользование работ — картины кисти Абдулмеджида II (1868–1944), последнего халифа Османской империи. «Музей не может открыться без них», — считает Кортун.

IRHM был основан в 1937 году в крыле дворца свергнутого султана по указу Мустафы Кемаля Ататюрка, основателя Турецкой Республики. По словам профессора Айше Кёксал, чья книга о многострадальном музее готовится к публикации в этом году, институция закрылась во время Второй мировой войны и большую часть следующих восьми десятилетий так и не была доступна для широкой публики. В последний раз музей открывался в 2008 году.

В музее хорошо отражены «основные моменты истории послевоенной турецкой живописи» — считает куратор Дуйгу Демир, которая работала с Кортуном, потом заняла его место, но в феврале тоже ушла. «Я не могла собирать деньги, организовывать выставку, посвященную 120-летию турецкой живописи и скульптуры, продумывать следующую экспозицию, при этом еще и управлять музеем», — говорит она. По словам Демир, правительство щедрым жестом предоставило новое здание, но не выделило денег на его открытие и эксплуатационные расходы. Приоритетом остается Музей дворцовых коллекций, власти отдают предпочтение исламскому османскому прошлому, нежели эпохе светской республики, представленной как раз в основном в коллекции IRHM.

Еще одним препятствием остается строительство по соседству терминала круизных лайнеров. Он должен был открыться в мае, но до сих пор не готов. Из-за этого проекта стоимостью $1,7 млрд в 2018 году вынужден был переехать частный cтамбульский музей современного искусства Istanbul Modern — он ожидает своего возвращения на набережную только в следующем году, в новое здание по проекту Ренцо Пьяно. Это один из немногих частных турецких музеев, которые открылись за последние два десятилетия, чтобы заполнить пустоту, вызванную долгим отсутствием IRHM. Однако их коллекции недостаточно богаты, чтобы проиллюстрировать бурную историю искусства Турции, где западные концепции и практики синтезировались с национальной идентичностью. «Так что открытие национального музея по-прежнему актуально», — полагает Дуйгу Демир.

Пока что официальной датой открытия IRHM остается сентябрь 2020 года.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+