18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Участник Парада Победы 1945 года, мастер-монументалист отмечает 95-летие

Художник Леонид Полищук, сын врага народа, член-корреспондент Российской академии художеств, прошел всю войну и принимал участие в Параде Победы 24 июня 1945 года. Сейчас ему 95

В эти дни (22 июня) исполняется 95 лет Леониду Полищуку — народному художнику РФ, члену-корреспонденту Российской академии художеств. Ветеран войны, прошедший ее от и до и чудом оставшийся в живых, Леонид Григорьевич принимал участие в легендарном Параде Победы на Красной площади 24 июня 1945 года. Мастер-монументалист Полищук оставил приметный след в искусстве своего времени. По крайней мере, жители московского Юго-Запада наверняка знают его гигантские мозаики на фасаде здания Российского национального исследовательского медицинского университета (РНИМУ) им. Н.И.Пирогова.

Леонид Полищук жил анахоретом. В 1960–1980-е, на которые пришелся расцвет его творчества, художники обычно объединялись в группы и союзы, чтобы сообща отстаивать собственные взгляды и завоевывать положение. Полищук же держался особняком, не состоял, не участвовал. В молодые годы ему повезло встретить музу, жену и соратника Светлану Щербинину (1930–2017). Общества друг друга этим двоим было достаточно. Они были неразлучны и все свои монументальные работы делали, стоя спина к спине. Звания Полищук и Щербинина получили, достигнув довольно солидных лет, когда поводом к удивлению стали не только их работы, но и так долго сохраняемая несгибаемая позиция. Вся их жизнь являла собой пример редкого нестяжательства и бескорыстного служения искусству.

Леонид Григорьевич родился в Москве, но рос в Варшаве и Берлине. Его отец возглавлял Техноэкспорт СССР. В 10–12 лет подросток Полищук наблюдал даже ночные парады гитлерюгенда. В 1937-м отца отозвали в Москву и вскоре расстреляли, мать была сослана в Карелию в лагеря. Через четыре года одноклассница подарит Леониду книгу Вазари — и он решит, что станет художником.

В воспоминаниях, опубликованных в 2010-м, Полищук писал: «Когда теперь я смотрю на свою жизнь задом наперед, я поражаюсь ей. Как будто был чей-то великий и страшный замысел — взять мальчика и лишить его всего… убить его родителей, лишить дома, выжечь у него на лбу клеймо „сын врага народа“ и послать на войну, которая продлится для него 6,5 лет.

Таков был замысел. Но в какой-то момент это увидел ТОТ, кто надо мной. ОН решил: это хорошая почва, чтобы сделать из мальчика Художника... С тех пор ОН не покидает меня».

Учиться на художника Леонид Полищук начал фактически с нуля в 26 лет, хотя ни на мгновение не сомневался в собственной гениальности. В 35 с отличием окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И.Мухиной. Начинал с абстрактных монументальных витражей. До наших дней сохранились витражные панно площадью 56 кв. м (1967–1969) в Институте проблем управления им. В.А.Трапезникова в Москве (Профсоюзная ул., д. 65), витражи «Победа» и «Пегас» в ДК «Химик» в Уфе. Работы в московской гостинице «Интурист» и в знаменитом арбатском кафе «Метелица» исчезли вместе со зданиями и интерьерами. Полищук считает себя чемпионом по количеству уничтоженных работ: была сбита его роспись «Пушкин» в церковном флигеле в Царском Селе, снесен памятник академику Ивану Губкину в Сургуте и много чего еще. Справедливости ради надо сказать, что работы эти были выполнены в очень индивидуальной манере, несли на себе отпечаток авторского трагического восприятия, даже, можно сказать, апокалиптического напряжения, ощущение вселенской катастрофы, что невольно заставляло как-то их приглушить или даже убрать. Хотя это не оправдывает невежества и варварства начальников, от памятников избавившихся.

Точкой, где манера Полищука зазвучала в унисон с гением места, стал РНИМУ им. Н.И.Пирогова (в советское время — 2-й Медицинский институт). Внешние стены входа-куба (каждая стена — 12 м в высоту и 45 м в длину) Полищук и Щербинина украсили мозаиками на тему «Сотворение человека», а внутри разместили монументальное панно «Консилиум» общей площадью 250 кв. м, что делает его одним из крупнейших в России муралов, как теперь говорят. Отчаяние и надежда — вечные спутники болезней и врачевания — имманентно присущи и манере художников.

В 1999 году большая выставка Светланы Щербининой и Леонида Полищука прошла в Центральном доме художника. Поздний их стиль можно было бы назвать деконструктивистским реализмом: распадающиеся на обрубки человеческие тела, парящие в черном космосе — размещенные на черных холстах. Сегодня эти картины дают мало поводов к сопереживанию. Наверное, это искусство должно отлежаться, следующие поколения найдут в нем свое очарование. Но то, что сделаны они не из каких-то конъюнктурных соображений, а изнутри непридуманной жизненной драмы, исходя из собственно жизненного опыта, что они честны, хорошо скомпонованы и авторы излили в них настоящие эмоции, и сейчас сомнений не вызывает.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+