Совместный проект радио «Культура» и Московского музея дизайна «Говорит дизайн» задуман как серия интервью с лучшими представителями этой многоликой профессии, кураторами и коллекционерами, которые ведут директор музея Александра Санькова и ее заместитель Ольга Дружинина.
Музей дизайна возник в 2012 году, за это время провел десятки выставок как в России, так и за рубежом, сейчас базируется в Новой Третьяковке. В коллекции музея находятся лучшие образцы отечественного дизайна — от авангарда до наших дней, как массового производства, так и уникальных разработок. Представляем сюжеты и героев ближайших программ.
Дизайнеры Юрий Долматовский, Александр Ольшанецкий и другие
Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ)
1964
Специальный автомобиль для таксомоторной службы представлял собой маленький автобус — надежный, компактный, вместительный. Дизайнеры перенесли двигатель из передней в заднюю часть автомобиля. Такой подход дал ряд преимуществ: улучшилась обзорность, маневренность, упростилась парковка. Но самое главное — увеличилось внутреннее пространство, и багаж теперь размещали в салоне. Раздвижную, а не распашную дверь оснастили электрическим приводом. Водитель мог открывать и закрывать ее, не выходя из машины. Для удобства посадки и высадки с багажом, детской или инвалидной коляской в автомобиле был понижен уровень пола.
Было изготовлено два опытных образца такси. В течение месяца они работали на московских улицах. Но в массовое производство автомобиль так и не был запущен. Его 3D-модель, созданная по чертежам из архива ВНИИТЭ, находится в собрании Московского музея дизайна.
Дизайнер неизвестен
1960-е годы
Кресло из коллекции Московского музея дизайна — характерный пример советской мебели 1960-х годов. В эти годы стилистика мебели изменилась, что в первую очередь было связано с массовым строительством малогабаритных квартир, в которые массивные столы и высокие книжные шкафы не помещались. Новая стилистика возникла во многом под западным влиянием: в период хрущевской оттепели открывались выставки европейского и американского дизайна, появились иностранные журналы, например «Америка» и Domus. Эталоны определялись и регулярно проводимыми конкурсами-выставками мебели. Правда, большинство представленных на них проектов так и оставались экспонатами, но общее направление они задавали.
Сиденье кресла занижено, чтобы над ним было больше пространства и низкие потолки хрущевок не «давили» на голову сидящего человека. Деревянные подлокотники и наклоненные под небольшим углом конические ножки — признаки стиля, который часто называют «модернизм середины века» (mid-century modern, на Западе он появился в 1950-е, а в Советский Союз пришел в 1960-е). Ножки и подлокотники сделаны из массива дерева и покрыты лаком, в этот период почти не использовали ДСП и искусственные материалы. Обивку делали из прочной, легко чистящейся ткани. Предполагалось, что мебель должна быть практичной и служить долго. Изменилась и цветовая гамма. Пестрые орнаменты, которые неплохо смотрелись в больших пространствах, не подходили для маленьких комнат — им на смену пришли яркие локальные цвета.
Дизайнеры Никита Коптелин, Александр Попов
Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ)
1979
В конце 1970-х годов дизайнеры ВНИИТЭ одними из первых в мире предложили использовать снегоходы с закрытой кабиной. Основная задача конструкторов заключалась в том, чтобы сделать этот способ передвижения максимально комфортным.
Впервые снегоход стал теплым. Закрытая кабина позволяла перемещаться с большей скоростью, обеспечивала безопасность и удобство, решала проблему звукоизоляции. Перенос мотора из передней в заднюю часть снегохода позволил снизить уровень шума, увеличить пространство внутри кабины, улучшить видимость и управляемость. Дизайнеры предложили использовать стеклопластик вместо стали — впервые для такого вида транспорта. За счет этого можно было избежать коррозии, возникающей в результате повреждения поверхности о снег и ветви деревьев.
Подобно «Ниве», признанной первым удобным внедорожником, снегоход 1980-Е должен был стать первым комфортным зимним видом транспорта. Его экспериментальная модель была показана на международной выставке и привлекла внимание президента Финляндии. Он хотел купить разработку и запустить ее в серийное производство, но проект был приостановлен на стадии конструкторского предложения. Его макет сейчас находится в собрании Московского музея дизайна.
Дизайнеры Дмитрий Кочугов, Андрей Мещанинов, Татьяна Павлова и другие
Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ)
1979–1985
Впервые проблемой загрязнения окружающей среды в СССР обеспокоились в конце 1970-х годов. На тот момент система сбора и вторичной переработки отходов работала плохо и практически весь мусор отправлялся на полигоны захоронения. Программа ВТОМАР должна была решить эту проблему.
Дизайнеры начали работу с анализа всего процесса: как мусор из разных источников его образования перемещается к месту сборки, транспортируется до места переработки и потом до потребителя. Полученные результаты — информация о различных ситуациях накопления, сбора, транспортировки, хранения вторичных ресурсов — были представлены в виде рисунков и схем. На их основе специалисты разработали многочисленные варианты необходимого оборудования: накопительные емкости, контейнеры, вспомогательные устройства фиксации, переноски и перевозки, одежду сотрудников службы ВТОМАР, фирменный стиль.
В 1985 году дизайн-программа ВТОМАР была опробована в молдавском городе Бельцы. Это был эксперимент по сбору макулатуры. Он прошел успешно, но, к сожалению, остался единственной попыткой применения нового подхода. Ни образцов униформы, ни контейнеров, ни рекламной продукции не сохранилось. Остались только фотографии, которые сейчас находятся в архиве Московского музея дизайна.
Дизайнеры Дмитрий Азрикан, Алексей Колотушкин, Игорь Лысенко, Марина Михеева, Елена Рузова и другие
Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ)
1986
Телерадиокомплекс СФИНКС — это система для получения информации от всех домашних устройств и управления ими. В комплекс входили колонки, наушники, дисплеи, несколько пультов управления, диски и процессор. Проект — предшественник «умного дома».
Дизайнеры предложили удобный и функциональный интерфейс будущей единой системы. Вся работа по приему, записи, хранению и раздаче информации осуществлялась центральным процессором с универсальным запоминающим устройством. Чтобы человек мог коммуницировать с домом всегда и везде, дизайнеры предложили использовать три типа датчиков. Первый — аналог современных «умных часов», второй — датчики, размещенные непосредственно в жилом пространстве, третий — находящиеся в автомобиле. Информацию планировали передавать с помощью радиосигнала, по кабельным каналам и телефонным сетям.
Потенциальные возможности СФИНКСА были огромны. Например, солнечные очки могли бы превращаться в дисплей, показывающий интересующую пользователя информацию. Что касается визуального решения, то оно очевидно имеет сходство с будущей продукцией компании Apple. Проект остался на стадии прототипа. Его точная 3D-модель находится в собрании Московского музея дизайна.
Дизайнер Игорь Гурович
1999–2020
По мнению многих критиков, именно плакаты для культурного центра «Дом» принесли Игорю Гуровичу популярность художника-графика. За годы работы «Дома» дизайн-бюро Ostengruppe, сооснователем которого был Гурович, сделало более 700 плакатов. Некоторые из них получили международные награды. Но самое главное, в них дизайнеру удалось создать уникальный стиль, идеально соответствующий свободной, экспериментальной атмосфере культурного центра. Стиль по гамме близок к советскому авангарду 1920-х годов с его использованием ограниченного количества цветов (в основном красный, белый, черный), а по форме — к современному искусству, особенно к Жан-Мишелю Баскиа по экспрессивности и нарочитому несовершенству форм.
Среди других проектов Игоря Гуровича — оформление Московского международного кинофестиваля, «Кинотавра», разработка фирменного стиля олимпийской сборной России.
Дизайнер Виктория Андреянова
2007
«Серьезный, зрелый, тяжелый проект» — так назвала Виктория Андреянова, один из немногих российских дизайнеров, известных и в нашей стране, и за ее пределами, сотрудничество с РЖД. Ее модный дом Victoria Andreyanova существует уже почти 30 лет. Виктория Андреянова не только шьет одежду для знаменитостей — она разработала дизайн униформы для «Аэрофлота», Московского метрополитена и сотрудников Третьяковской галереи.
В проекте для «Российских железных дорог» модельеру пришлось и участвовать в конкурсе, и отстаивать свою концепцию перед вице-президентами компании. Они настаивали на темно-синем цвете, а Андреянова предложила серый с красным вариант (в синий она уже переодела главного авиаперевозчика и не хотела повторяться). Руководство РЖД согласилось, а через некоторое время в этот цвет перекрасили все поезда.
В коллекции одежды для сотрудников РЖД легко узнать главные черты бренда: минимализм, функциональность кроя, внимание к деталям и высокое качество. Один из комплектов Виктория Андреянова передала в коллекцию Московского музея дизайна.
Дизайнер Сергей Смирнов
Компания SmirnovDesign
2012
Сергей Смирнов — промышленный дизайнер с 20-летним стажем, основатель и генеральный директор SmirnovDesign. Его компания, один из лидеров этой отрасли в России, много занимается разработкой медицинского оборудования.
К дизайну медтехники предъявляют особенно серьезные требования. В интервью и лекциях Смирнов говорит, что в этой сфере хороший дизайн может спасти жизнь. Так, дефибриллятор может «вытащить человека с того света», а если врачу неудобно с ним работать, теряются необходимые для спасения жизни секунды. Прежде чем проектировать прибор, дизайнеры наблюдали за работой врачей с подобными устройствами и в похожих условиях. В результате родилось оптимальное решение и с эстетической, и с эргономической точек зрения: компоновка прибора, размещение внешних элементов, количество деталей. Например, электроды разместили на верхней плоскости прибора, и это упростило и ускорило процесс его использования в экстремальной ситуации. Чтобы быстрее и удобнее менять аккумулятор, его расположили на фронтальной плоскости.
Программа «Говорит дизайн» выходит на радио «Культура» еженедельно по пятницам в 18:05. Уже вышедшие программы можно послушать на странице.