Неудачная попытка отреставрировать полотно «Непорочное зачатие», предпринятая реставратором мебели, до неузнаваемости обезобразила ангельский лик Девы Марии. Как сообщает испанское новостное агентство Europa Press, речь идет о копии работы мастера XVII века Бартоломе Эстебана Мурильо. Картина происходит из собрания частного коллекционера из Валенсии, личность которого не раскрывается. Владелец передал картину на расчистку некоему специалисту по реставрации мебели, который запросил за работу €1,2 тыс. Увидев ее после обработки, коллекционер потребовал исправить результат, но вторая попытка лишь усугубила положение. Теперь он наконец передал картину профессиональному реставратору живописи в надежде на то, что тому удастся ее восстановить.
Этот инцидент стал предметом бурной дискуссии в сообществе реставраторов Испании, которые уверены, что в стране необходимо более строго регулировать реставрацию произведений искусства и объектов культурно-исторического наследия. «Подобные непрофессиональные вмешательства нередко наносят произведениям непоправимый ущерб», — заявила Europa Press вице-президент Профессиональной ассоциации хранителей и реставраторов Испании (ACRE) Мария Борха. Она добавила, что борьба за введение законодательного регулирования этой сферы является одним из приоритетных направлений деятельности ACRE.
Это далеко не первая печально известная попытка неудачной реставрации в Испании. В 2012 году прихожанка храма Милосердия в городе Борха, руководствовавшаяся самыми лучшими намерениями, но не имевшая профессионального образования, попыталась отреставрировать фреску «Се, Человек!». Результат ее усилий получил широкую известность как «пушистый Иисус». В 2016 году в городке Эстелья на севере Испании неуместно ярко обновили краски на полихромной скульптуре XVI века, изображающей святого Георгия с драконом, а в 2018 году в Раньядойро, также расположенном на севере страны, жертвой непрофессиональной реставрации стали несколько ренессансных религиозных статуй, которые раскрасила в кричащие тона одна из прихожанок.
Мария Борха говорит, что, хотя отдельные непрофессиональные попытки реставрации и получают широкую известность, становясь мемами в социальных сетях, на самом деле подобных случаев гораздо больше. «К сожалению, они происходят куда чаще, чем вы думаете, — уверяет она. — Культурное наследие Испании находится в очень уязвимом положении».