18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Коломна: авангардное искусство в древнем городе

№83
Материал из газеты

Коломна — популярное туристическое место, старый город с многочисленными музеями, но самый привлекательный для любителей искусства — это Музей органической культуры

В Коломне Московской области на 140 129 жителей приходится более 20 музеев. Кажется, что там музеефицировано почти все: от трамваев до самовара, от пожарной каланчи до футбола, от купеческих торговых лавок до старых игрушек. Ну и с большим почетом представлена музеем очень вкусная коломенская пастила. В тени изобилия развлечений можно и не заметить художественные музеи, а они во многом уникальны и стоят поездки в этот старинный русский город.

Строго говоря, художественный музей в Коломне один, называется он «Музей органической культуры», но состоит из трех подразделений: Музея искусств ХХ–ХХI веков, Музея российской фотографии и Музея традиции. Все они интересны, и каждый по-своему замечателен. Музейный комплекс был создан по инициативе искусствоведа, исследователя русского авангарда и главного специалиста по органическому искусству Аллы Повелихиной и Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря. Его игуменья Ксения (Зайцева) и сама своего рода местная достопримечательность. Она возродила не только монастырь, но и культурную жизнь города, привлекла к ней творческую интеллигенцию двух столиц.

Музей искусств ХХ–ХХI веков, в сущности, музей русского авангарда, но находится в усадьбе купца Львова — деревянном одноэтажном доме с резными наличниками и принадлежащем ему дворе. Конфликт старинного провинциального здания с порвавшим с традицией искусством, находящимся внутри него, очевиден, но придает музею своеобразие и специфический русский шарм.

В постоянной экспозиции здесь прежде всего можно узнать о теории Михаила Матюшина, художника, мистика, философа и композитора, создателя органики — художественного метода и одного из направлений русского авангарда. Система, по которой Матюшин обучал студентов петроградского Государственного института художественной культуры (Гинхук) в начале 20-х годов прошлого века, называлась «Зорвед. Расширенное смотрение» (сокращение от «зрение» + «ведание»). Цветовая таблица каплевидной формы под названием «Прибавочный элемент. Взаимоотношение формы и цвета» открывает экспозицию музея, где есть еще несколько картин и рисунков художника разного времени: «Сон», «Пейзаж» («Вхождение сфер»), «Стог сена», а также большая коллекция корней и сучков, которые Матюшин собирал, считая, что в них и есть идеальное сочетание природного движения материи к форме. Один из залов посвящен футуристической опере Матюшина, Алексея Крученых и Казимира Малевича «Победа над Солнцем».

Кроме работ самого Матюшина и рисунков его жены Елены Гуро, в музее представлено творчество его учеников, в том числе большая коллекция живописи Владимира Стерлигова. Несколько залов отданы художникам, в разное время продолжавшим и развивающим идеи русского авангарда: Варваре Бубновой, Николаю Вечтомову, Франциско Инфанте, Алексею Костроме. Персональный музей в музее — залы с холстами Димы, наивного авангардиста Дмитрия Ракитина.

Во дворе можно увидеть две выдающиеся выставки. «Барак» Андрея Красулина, на досках которого выжжены строки Осипа Мандельштама, и бронзовые модели неосуществленных памятников поэту производят сильное впечатление как истинная трагедия. Большая выставка Вячеслава Колейчука «Легко!» расположена в крытом павильоне и на воздухе. Нигде больше не было такого полного представления кинетических, оптических и музыкальных конструкций этого замечательного художника-изобретателя.

Музей российской фотографии и Музей традиции тоже должны поддерживать общую программную идеологию «мира как органического целого». В первом есть большая библиотека книг, альбомов и каталогов по искусству и фотографии. Во втором можно увидеть не только работы наивных художников, но и фильмы о них.

Как и во всех малых городах, в Коломне есть крае­ведческий музей, похожий на многих своих собратьев: большой природный раздел с неизбежными чучелами местной фауны, археологические находки, история города, бытовые предметы разных веков, мебель, посуда и так далее. Филиал краеведческого музея — усадьба купцов Лажечниковых, родовое гнездо писателя Ивана Лажечникова. Здесь подробно рассказывают о жизни автора исторического романа «Ледяной дом», а заодно о своеобразном быте и крутых нравах местного купечества, поскольку блестяще образованный Лажечников был потомком богатейших коломенских купцов.

Еще один музей быта, но уже советского, 1960-х годов, — «Арткоммуналка. Ерофеев и другие». Расположена она в доме, где был гастроном, в винном отделе которого работал грузчиком писатель Венедикт Ерофеев. «Арткоммуналка» не только музей (заметим, малоэстетичный), но и резиденция для писателей и художников.

Сама Коломна сохранила и исторические здания, и приятный провинциальный колорит, и свой кремль — «памятник архитектуры и фортификационных сооружений», как пишут путеводители. Сегодня можно увидеть большие фрагменты его мощных каменных стен и семь сторожевых башен, построенных в XVI веке, как предполагают, привезенными московскими итальянцами Алевизом Новым (Алоизио Ламберти да Монтаньяна) и Петроком Малым. Сохранившиеся строения каменного кремля стоят на месте древних деревянных построек, отражавших многочисленные набеги ханов Золотой Орды. Самую высокую — Троицкую — башню называют Маринкиной, в память о заточении в ней авантюристки Марины Мнишек. Центр Коломенского кремля, как и Московского, — Соборная площадь с кафедральным Успенским собором XVII века. Здесь же стоит несколько храмов и два монастыря. Свято-Троицким Ново-Голутвиным монастырем управляет деятельная игуменья Ксения; в лавке при нем продают сувенирную керамику, сделанную послушницами. Коломна — город ухоженный, зеленый, с цветниками и клумбами. И хотя нельзя назвать его особенно богатым на древние памятники, в нем много интересного и ничуть не скучно. 


Музей искусств ХХ–ХХI веков

Художественный музей, основная часть коломенского Музея органической культуры. Здесь представлены произведения художников, так или иначе представляющих органическое направление в искусстве. Прежде всего его основателя Михаила Матюшина, его жены Елены Гуро и учеников: Владимира Стерлигова, Бориса, Ксении и Марии Эндер. В музее также можно увидеть коллекцию работ художника Димы (Дмитрия Ракитина), выставку Андрея Красулина, посвященную Осипу Мандельштаму, большую выставку Вячеслава Колейчука. 
Кремль, ул. Казакова, д. 10

Музей российской фотографии

Небольшой музей, в основе которого частные коллекции. В постоянной экспозиции «Исторические страницы российской фотографии» представлены дагеротипы, работы фотографов императорского двора и пикториалистов, снимки известных советских и современных мастеров. Дополняет экспозицию коллекция фототехники. В музее большая библиотека, ведется научно-исследовательская деятельность, издан трехтомный справочник под редакцией Анатолия Попова «Российские фотографы (1839–1930)», регулярно проходят выставки. 
Кремль, ул. Исаева, д. 19

Музей традиции

Музей традиции открылся всего четыре года назад. В его постоянной экспозиции «Художники, наивно увидевшие мир!» собраны работы таких замечательных художников-самоучек, классиков отечественного наивного искусства, как Елена Волкова, Павел Леонов, Любовь Майкова, Катя Медведева. Здесь же можно увидеть записи интервью с художниками, большинство из которых имеют собственное представление о задачах искусства. Также в музее есть собрания археологических находок и произведений народных промыслов.
Кремль, ул. Казакова, д. 6

Арткоммуналка

Музей-резиденция «Арткоммуналка. Ерофеев и другие» был открыт 1 декабря 2011 года — в тот же день в 1962 году Никита Хрущев посетил выставку в Манеже и возмутился работами художников-модернистов. Так что в музее воспроизведена не только типичная обстановка коммунальной квартиры, но и сделан акцент на «кухонном» диссидентстве. Символом свободного человека в несвободном государстве стал писатель Венедикт Ерофеев. Арткоммуналка предоставляет годичные гранты на проживание художникам и писателям.
Ул. Октябрьской Революции, д. 205

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+