Государственная Третьяковская галерея
Датой основания ГТГ считается 1856 год — именно тогда купец Павел Третьяков начал собирать картины. А вот в качестве государственного музей заработал только в 1892 году, когда Третьяков подарил его городу. Накануне выяснилось курьезное. Оказывается, в Третьяковке, которая была открыта для посещения публикой с 1867 года как частный музей, нет каталога коллекции! Третьяков не мог предоставить список того, что именно он дарит, сколько вообще работ в его собрании. Как вспоминал в своей книге «Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее» ее сотрудник Николай Мудрогель, тогда меценат поручил этот каталог собрания составить. «Начните опись по залам, — сказал он. — Отметьте, сколько в каждом зале картин и какие именно. Перепишите всю галерею». Некоторые картины висели без названий, и Мудрогель с коллегами ездил по мастерским их авторов и уточнял (многие из художников, слава богу, были еще живы). После того как Третьяковка торжественно перешла городу, о ней начали писать в газетах и число посетителей выросло до 70–80 человек в день. А по праздникам их количество доходило аж до 200! Третьяков очень радовался и переспрашивал недоверчиво: «Неужели сегодня было 200 посетителей?» Сейчас, напомним, на успешные выставки в день сюда приходит более 4 тыс. зрителей.
В очередной раз Третьяковскую галерею открыли в 1945 году, когда экспонаты вернулись в Москву из эвакуации. Воспользовавшись случаем, сотрудники музея применили шокировавшее публику новшество — разреженную развеску картин! «Развеску и хвалили, и хаяли. Хвалили за то, что развешено по-заграничному, ведь на некоторых простенках висело по одной вещи, на больших стенах — по три вещи», — вспоминала одна из сотрудниц. Совсем не так, как при Третьякове! Однако нововведение закрепилось.
Государственная Третьяковская галерея открывается после карантина 7 июля
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
Главное здание сегодняшнего Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина было торжественно открыто в 1912 году в присутствии императорской фамилии. Сохранилась даже кинохроника этого события. Колоритное описание церемонии в очерке «Открытие музея» оставила Марина Цветаева — дочь профессора Ивана Цветаева, создателя Пушкинского. «Старики, старики, старики. Ордена, ордена, ордена. Ни лба без рытвин, ни груди без звезды. Мой брат и муж здесь единственно-молодые. Группа молодых великих князей не в счет, ибо это именно группа: мраморный барельеф. Мнится, что сегодня вся старость России притекла сюда на поклон вечной юности Греции». Вдруг юный Эфрон, ее муж, задевает поднос с бокалами. Раздается звон и грохот, старички испуганно отскакивают и дрожат. Они подумали, что это взорвалась бомба: времена стоят опасные.
Еще одно открытие вышло совсем не таким торжественным, но тоже очень важным. С 1949 года экспозиция ГМИИ была свернута, все его залы заняла «Выставка подарков И.В.Сталину от народов СССР и зарубежных стран». Сотрудники, оставшиеся от прежнего Музея изящных искусств, очень переживали, что среди даров — печенье и конфеты, которые тоже необходимо было выставлять. Они гнили, и в них заводились насекомые, переползавшие на другие экспонаты. Пятого марта 1953 года Сталин умер, и в верхах совершенно серьезно обсуждается план оставить музей посвященным вождю навсегда. Однако 10 августа приходит приказ о расформировании этой выставки, а 26 декабря 1953 года ГМИИ официально открывается вновь — в своем нынешнем виде. Тем не менее, если полистать газеты тех дней, скажем «Известия», заметки о таком эпохальном (для нас) событии не найдется, все занято статьями о произошедшем тремя днями ранее: «Советский народ единодушно одобряет приговор Верховного Суда СССР по делу предателя Берия и его сообщников», «Изменники родины понесли заслуженную кару» и т.п.
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина открывается после карантина 10 июля
Государственный Эрмитаж
Музей был основан Екатериной Великой в 1764 году — тогда она начала собирать свою коллекцию. Но вот для публики, для обычных посетителей, Эрмитаж открылся только в 1852 году, по велению Николая I. До этого люди туда попадали «по блату». Например, Пушкину вход в музей организовал Жуковский, служивший воспитателем великих князей. В начале марта 1832 года старший друг написал поэту записку: «Посылаю тебе билет Эрмитажный; он на всю вечность. Его при входе отдавать не должно». Вот бы нам такой! Да еще и в обход всех очередей.
17 февраля 1852 года Николай I обошел все залы (он лично следил за устройством экспозиции), а потом отправился на торжественное открытие. Оно началось с показа в Эрмитажном театре комической оперы Гаэтано Доницетти «Дон Паскуале» и балета Цезаря Пуни «Катарина, дочь разбойника». Этот балет выбрали намеренно: сюжет его был вдохновлен биографией художника Сальватора Розы. Затем гости отправились на фуршет, который накрыли прямо посреди живописи. В «зале картин итальянской школы на 156 персон, в зале картин испанской школы на 200 персон, в зале Рубенса и Вальдека (то есть ван Дейка. — TANR) на 103 персоны», сообщает камер-фурьерский журнал за означенное число. Невинное время, когда можно было есть и пить среди Веласкесов! И не бояться, что это отразится на сохранности красочного слоя и нервах смотрительниц.
Государственный Эрмитаж открывается после карантина 15 июля