18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Венецианская биеннале вспоминает 125 беспокойных лет своей истории

Выставка «Взволнованные музы» в Центральном павильоне в Джардини посвящена сложным и напряженным эпизодам в истории биеннале и объединяет все шесть видов искусства, которые она представляет

Свое 125-летие Венецианская биеннале отмечает выставкой «Взволнованные музы. Когда Биеннале встречается с Историей» (29 августа — 8 декабря). В конце августа в Центральном павильоне в садах Джардини откроется большая экспозиция архивных материалов, посвященная сложным и напряженным эпизодам в истории биеннале и объединяющая все шесть видов искусства, которые она представляет: изобразительное искусство, архитектуру, кино, танец, музыку и театр.

На сегодняшний день архив Венецианской биеннале (Исторический архив современных искусств, он же ASAC), основанный в 1928 году, занимает две площадки. С 2008 года большая часть архива находится в венецианском Парке науки и технологии VEGA в индустриальной зоне Порто-Маргера; здесь хранятся тысячи плакатов, фильмов и документов, связанных со всеми биеннале, проходившими в городе. Вторая площадка — библиотека Венецианской биеннале, открывшаяся в Центральном павильоне в Джардини в 2009 году. «Это одна из самых выдающихся в Италии библиотек, посвященных современному искусству. В ее фондах хранится 157 тыс. книг и 3 тыс. периодических изданий», — рассказывает представитель Венецианской биеннале.

«Впервые в истории художественные директора шести направлений совместно погрузились в уникальные материалы, собранные в архиве биеннале и в других архивах и коллекциях, чтобы исследовать точки пересечения истории биеннале и мировой истории», — говорят организаторы. Руководителем проекта, приуроченного к 125-летию международной выставки, стала Чечилия Алемани, художественный директор Венецианской биеннале современного искусства 2022 года. Экспозиция расположится в шести залах, каждый из которых будет посвящен отдельной теме (например, «Годы фашизма. 1928–1945», «Холодная война: новые мировые порядки. 1948–1964» и «1990-е и начало глобализации»).

Как рассказывают организаторы выставки, первая половина ХХ века стала эпохой, когда «биеннале посещали монархи, диктаторы, главы государств и революционеры»; в частности, в 1934 году на Венецианской биеннале побывал Адольф Гитлер. В разделе, посвященном периоду холодной войны, кураторы уделят особое внимание значительному вкладу Пегги Гуггенхайм, покровительницы искусств. Так, в 1948 году она привезла на Венецианскую биеннале 136 произведений, экспонировавшихся в павильоне Греции. «Это был не только европейский дебют Джексона Поллока, но и первое появление за пределами США нового поколения американских художников, в том числе Уильяма Базиотиса, Марка Ротко и Клиффорда Стилла», — говорится на сайте музея «Коллекция Пегги Гуггенхайм».

Одно из центральных мест в разделе, посвященном 1990-м годам, уделено инсталляции Ханса Хааке 1993 года, когда в павильоне Германии художник разбил пол на куски и зрители были вынуждены ходить по обломкам. В условиях нынешнего подъема крайне правой идеологии эта работа Хааке служит примером сопротивления современности — так считает директор коллекции зарубежного искусства Тейт Грегор Мьюир (о важности этой инсталляции он писал в прошлом году специально для ярмарки Frieze).

Однако Роза Мартинес, курировавшая Венецианскую биеннале 2005 года совместно с Марией де Корраль, говорит: «Если бы мне поручили подготовить обзор истории Венецианской биеннале, я, вне всяких сомнений, постаралась бы уйти от классической хронологической разбивки на периоды… а бросающийся в глаза пропуск последних двух десятилетий не оставляет надежды на объективный анализ того, как конструируются власть и смыслы».

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+