18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Венецианская биеннале вспоминает 125 беспокойных лет своей истории

Выставка «Взволнованные музы» в Центральном павильоне в Джардини посвящена сложным и напряженным эпизодам в истории биеннале и объединяет все шесть видов искусства, которые она представляет

Свое 125-летие Венецианская биеннале отмечает выставкой «Взволнованные музы. Когда Биеннале встречается с Историей» (29 августа — 8 декабря). В конце августа в Центральном павильоне в садах Джардини откроется большая экспозиция архивных материалов, посвященная сложным и напряженным эпизодам в истории биеннале и объединяющая все шесть видов искусства, которые она представляет: изобразительное искусство, архитектуру, кино, танец, музыку и театр.

На сегодняшний день архив Венецианской биеннале (Исторический архив современных искусств, он же ASAC), основанный в 1928 году, занимает две площадки. С 2008 года большая часть архива находится в венецианском Парке науки и технологии VEGA в индустриальной зоне Порто-Маргера; здесь хранятся тысячи плакатов, фильмов и документов, связанных со всеми биеннале, проходившими в городе. Вторая площадка — библиотека Венецианской биеннале, открывшаяся в Центральном павильоне в Джардини в 2009 году. «Это одна из самых выдающихся в Италии библиотек, посвященных современному искусству. В ее фондах хранится 157 тыс. книг и 3 тыс. периодических изданий», — рассказывает представитель Венецианской биеннале.

«Впервые в истории художественные директора шести направлений совместно погрузились в уникальные материалы, собранные в архиве биеннале и в других архивах и коллекциях, чтобы исследовать точки пересечения истории биеннале и мировой истории», — говорят организаторы. Руководителем проекта, приуроченного к 125-летию международной выставки, стала Чечилия Алемани, художественный директор Венецианской биеннале современного искусства 2022 года. Экспозиция расположится в шести залах, каждый из которых будет посвящен отдельной теме (например, «Годы фашизма. 1928–1945», «Холодная война: новые мировые порядки. 1948–1964» и «1990-е и начало глобализации»).

Как рассказывают организаторы выставки, первая половина ХХ века стала эпохой, когда «биеннале посещали монархи, диктаторы, главы государств и революционеры»; в частности, в 1934 году на Венецианской биеннале побывал Адольф Гитлер. В разделе, посвященном периоду холодной войны, кураторы уделят особое внимание значительному вкладу Пегги Гуггенхайм, покровительницы искусств. Так, в 1948 году она привезла на Венецианскую биеннале 136 произведений, экспонировавшихся в павильоне Греции. «Это был не только европейский дебют Джексона Поллока, но и первое появление за пределами США нового поколения американских художников, в том числе Уильяма Базиотиса, Марка Ротко и Клиффорда Стилла», — говорится на сайте музея «Коллекция Пегги Гуггенхайм».

Одно из центральных мест в разделе, посвященном 1990-м годам, уделено инсталляции Ханса Хааке 1993 года, когда в павильоне Германии художник разбил пол на куски и зрители были вынуждены ходить по обломкам. В условиях нынешнего подъема крайне правой идеологии эта работа Хааке служит примером сопротивления современности — так считает директор коллекции зарубежного искусства Тейт Грегор Мьюир (о важности этой инсталляции он писал в прошлом году специально для ярмарки Frieze).

Однако Роза Мартинес, курировавшая Венецианскую биеннале 2005 года совместно с Марией де Корраль, говорит: «Если бы мне поручили подготовить обзор истории Венецианской биеннале, я, вне всяких сомнений, постаралась бы уйти от классической хронологической разбивки на периоды… а бросающийся в глаза пропуск последних двух десятилетий не оставляет надежды на объективный анализ того, как конструируются власть и смыслы».

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+