Около 50 работ Наталии Гончаровой, выставленных на аукцион Gallery 95 Auction & Estate Sales в Хардвилле (Южная Каролина, США) примерно месяц назад и оказавшихся подделками, удалось снять с торгов. Об этом и о других подобных попытках продажи поддельных произведений мастеров русского авангарда на мировых аукционах рассказал Джеймс Баттервик, британский галерист, арт-дилер и коллекционер, специалист по русскому и украинскому авангарду.
Вы специально интересовались этими торгами?
Конкретно этими — нет, хотя тема продажи подделок меня интересует постоянно. В данном случае увидел информацию в Facebook на странице в закрытой группе «Подделки произведений искусства». Одна из участниц этой группы рассказала о 49 «шедеврах» Наталии Гончаровой, которые появились на сайте аукционного дома Gallery 95, и даже вывесила их фотографии. Работы, на мой взгляд, более чем сомнительные, и я сразу решил обратиться к руководству аукционного дома, чтобы они объяснили, почему выставляют их на торги. Сначала написал им, потом мы несколько раз общались по телефону.
На ваш взгляд, организаторы торгов знали, что выставляют подделки?
Уверен, что нет. Хотя для опытного человека совершенно очевидны все белые пятна: и слабая живопись, и провенанс. Якобы произведения происходят из какого-то частного собрания из Литвы, где Гончарова бывала в 1930-е годы и там написала эти картины… В общем, даже не эксперт, а просто добросовестный любитель, интересующийся творчеством Гончаровой, мог бы усомниться в подлинности работ.
Организаторы настолько наивны?
Уверен, они были слишком доверчивы. Были доброжелательны, даже пригласили прилететь к ним, чтобы своими глазами увидеть эти работы. Вначале они рассказывали, что у них большой запас картин русских и украинских художников конца XIX — начала XX века, что они предоставляют полный сервис аутентификации любых произведений русского авангарда… Но я спросил их: «Представьте, мой клиент покупает вашу работу, а потом предлагает ее на продажу, например, на Sotheby’s. А там ему говорят: „У вас подделка“. Согласитесь ли вы в этом случае вернуть ему деньги?» И тогда организаторы торгов Gallery 95 сказали: «Хорошо. Мы приостанавливаем торги до выяснения подробностей». Насколько я знаю, они детально изучили все ссылки на мои публикации и на скандалы с продажами подделок, которые я им прислал. Торги отменили.
На аукционе предлагались только работы Гончаровой или был еще «русский авангард»?
Там была еще одна работа, которую приписывали Лисицкому. Ну вы понимаете: Гончарова и Лисицкий на каком-то провинциальном аукционе в небольшом городке на юге Штатов, да еще и по $20 тыс. за штуку — это просто смешно. К тому же вещи сами по себе очевидно слабые, провенанс — сказочный. Уверен, что организаторы торгов все поняли.
Произведения Наталии Гончаровой, к сожалению, подделывают очень часто. Вам в последнее время приходилось сталкиваться с другими подобными случаями?
К сожалению, да. Например, в прошлом году во Франции один из известных аукционных домов предлагал подобного рода картину. Я написал им еще до торгов, что считаю их вещь сомнительной. Они ответили, что слушать меня не будут, что полотно все равно выставят на торги. И продали его за более чем €300 тыс. После торгов я опять написал им и спросил: «Учитывая такой успех, могу ли я рассказать прессе о нашей с вами переписке?» Они мне тут же ответили: «Пожалуйста, подождите!» Через неделю снова написали и рассказали, что сравнили пигменты своей работы с пигментами подлинных работ Гончаровой из Центра Помпиду и однозначно установили: это подделка. Продажу сразу отменили.
На ваш взгляд, попыток продажи поддельных произведений мастеров русского авангарда становится меньше?
Безусловно, заметно меньше. Хотя недавно в одной из очень серьезных коллекций в Лондоне я видел несколько подделок Малевича. Владельцы были расстроены этим, но работы им очень нравились… А в прошлом году мне даже угрожали. Попросили провести экспертизу одной картины. Я сказал, что это фальшивка. А через неделю получил из Германии письмо с угрозами то ли от владельцев, то ли от посредников. Но в целом ситуация меняется. История с Gallery 95 для Америки не показательная, ее можно назвать «случай в провинциальном театре». В Европе — да, заметно меньше. Особенно после истории с коллекцией Топоровских.