Опрос, организованный The Art Newspaper совместно с экономистом и профессором Маастрихтского университета Рейчел Паунелл, показал, что галереи по всему миру ожидают потери приблизительно 72% доходов из-за пандемии коронавируса COVID-19. В опросе, проведенном в апреле, когда большая часть мира находилась в карантине, приняло участие 236 галерей и дилеров искусства из разных стран.
Около трети (33,9%) мировых галерей подозревают, что не переживут кризис. Самым печальным видят свое будущее галереи среднего размера (с пятью — девятью работниками); галереи с десятью и более работниками настроены гораздо оптимистичнее. Мрачнее всех смотрят в будущее дилеры в Великобритании, ожидающие наиболее сильного падения финансовой активности (79%); за ними следуют Азия (77%), Северная Америка (71%) и остальная Европа (66%). Опрошенные галеристы указали на разные проблемы, которые ставят под вопрос выживание их бизнеса.
Во время пандемии большинство дилеров (82%) в первую очередь беспокоит падение продаж.
Еще один фактор стресса связан с поисками способов защитить своих работников в условиях карантина. Компании, имеющие доступ к государственной схеме компенсации заработной платы, воспользовались ею в среднем для 67% сотрудников. Большинство галерей отметили, что если бы имели более широкий доступ к государственным кредитам, то оценивали бы свои шансы пережить кризис гораздо выше.
Правительства разных стран по-разному отреагировали на пандемию. Введенную в Великобритании схему поддержки бизнеса, по которой правительство компенсирует 80% зарплаты временно отстраненным работникам, дополнили программой поддержки самозанятых. А $2-триллионный пакет мер экономической помощи от президента США Дональда Трампа предусматривает фонд в размере более $370 млрд, предназначенный для малого бизнеса.
«В ответ на вопрос, что может помочь им пережить пандемию, очень многие галереи назвали взаимопомощь и добросовестное поведение — от возврата взносов, внесенных за участие в несостоявшихся ярмарках, до общих онлайн-платформ, — и освобождение от уплаты НДС и других налогов, — отмечает Паунелл. — С деятельностью арт-мира связаны самые разные игроки — от арендодателей до аукционных домов. Значит, изменения в его функционировании будут иметь последствия для всей экономики».
Еще одной из насущных проблем галеристов является необходимость вносить высокую плату за аренду помещений, в которые они во время пандемии не могли даже войти. Чем большую часть ежемесячных расходов составляет аренда, тем уязвимее галерея. Если в Нью-Йорке траты дилеров на аренду достигают в среднем почти 40% всех расходов за месяц, то в Лондоне это уже 35%, а в Париже 27,5%.
Полученные The Art Newspaper данные согласуются с результатами другого недавнего исследования, проведенного Профессиональным комитетом художественных галерей Франции. Как показал его опрос, треть французских галерей опасается, что им придется закрыться до конца 2020 года.
Спустя месяц после проведенного The Art Newspaper опроса ситуация ничуть не улучшилась. В конце мая Ассоциация арт-дилеров Америки (Art Dealers Association of America, ADAA) сообщила, что ожидает в своем секторе падения доходов на 73%. К этому моменту американские галереи уже лишились четверти штата и тех, кто работает по контракту.
В то же время аукционные дома, приунывшие в начале карантина из-за отмен очных торгов, бросили все силы в интернет и добились впечатляющих успехов. Большинство из них, в отличие от галерей, уже имели развитые интернет-платформы и технологии онлайн-торгов. С начала года Sotheby’s провел под сотню онлайн-аукционов на общую сумму свыше $145 млн, что почти в шесть раз больше, чем в аналогичный период 2019 года. И это касается не только аукционных монстров, подобных Sotheby’s или Christie’s. В своем отчете американская интернет-платформа по продаже искусства Invaluable объявила о том, что в апреле — мае количество использовавших ее аукционных домов резко возросло, а их общий оборот увеличился на 277%, число зарегистрированных покупателей удвоилось.
Пожалуй, общей сложностью и для галерей и арт-дилеров, и для аукционных домов остается логистика: при закрытых границах доставить купленное искусство заказчику непросто.
В конце мая ярмарка Art Basel организовала дискуссию, посвященную перспективам арт-рынка в новой реальности. Ее участники были солидарны в том, что опыт онлайн-просмотров и вернисажей в галереях и на ярмарках (которые немедленно после введения карантина запустила Art Basel) прибавляет рынку прозрачности — ведь теперь цены на работы никто не скрывает. Однако в целом эксперт по экономике культуры Клэр Макэндрю, которая ежегодно готовит для Art Basel отчет о состоянии мирового рынка искусства, была пессимистична. Она обратила внимание на то, что, если небольшие и средние галереи — основа экосистемы арт-рынка (именно они обычно поддерживают молодых и начинающих художников) — закроются из-за кризиса, структура рынка станет менее демократичной. Ноа Горовиц, директор Art Basel в США, и Пол Донован, ведущий экономист банка UBS, главного партнера Art Basel, были более оптимистичны. Один напомнил, что предыдущая рецессия 1990-х годов дала старт нынешнему расцвету ярмарок, а другой предрек, что средства, которые потребители на арт-рынке в данный момент экономят, скорее всего, будут потрачены, как только откроются двери галерей и художественные ярмарки. Не отрицая возрождения рынка, Клэр Макэндрю тем не менее видит график его восстановления в виде медленно растущей кривой, близкой к букве “U”, а не к триумфальной “V”.