До недавнего времени великий кастильский живописец и скульптор Алонсо Берругете (около 1488 — 1561) оставался не признанным за пределами родины, хотя его и знали в узком кругу ученых-испанистов. Джонатан Браун в предисловии к этой книге называет его «самым недооцененным европейским художником XVI века». Между тем звезда Берругете когда-то ярко сияла на испанском небосклоне. Ювелир Хуан де Арфе, его более молодой современник, полагал, что Берругете «искоренял варварство, существовавшее в Испании».
Книга, посвященная Берругете, призвана вернуть ему былую славу. Появление этого издания приурочивалось к персональной выставке художника, которая успела пройти в Национальной художественной галерее в Вашингтоне, но из-за пандемии коронавируса была отложена в Музее Мидоуза в Далласе. Строго говоря, книга не является каталогом выставки, а, скорее, представляет собой монографию, которая состоит из очерков, написанных рядом выдающихся ученых, включая самих ее редакторов — Клода Дугласа Дикерсона III и Марка Макдоналда. Лишь в конце приведен краткий перечень взятых на выставку произведений.
Тот факт, что работы Берругете прежде не считались значимыми среди неиспанских зрителей, объясняется двумя особенностями творчества художника. Первая и главная заключается в том, что большинство его скульптур полихромные. Вторая — в том, что его искусство, несомненно, относится к итальянскому Возрождению, а это означает, что его работы можно было рассматривать как производные от итальянских. С воцарением классицизма раскрашенная скульптура подчас оставалась без внимания, в том числе испанские полихромные произведения, обычно еще и позолоченные. Современным же зрителям стоит учитывать, что Берругете привнес в испанскую скульптуру монументальность и придал особую яркость ренессансным формам, которые изучал в Италии.
Он провел там около 12 лет, с 1506 по 1518 год. Во Флоренции встречался с Микеланджело, какое-то время жил в Риме и, возможно, в Неаполе. В его работах можно проследить источники итальянского влияния, а также воздействие классической скульптуры, в частности статуи «Лаокоон и его сыновья», обнаруженной во время раскопок в 1506 году. Вернувшись в Испанию, Берругете получал крупные заказы на полихромные позолоченные произведения в алтаре, например запрестольные образы для монастыря Сан-Бенито эль-Реаль в Вальядолиде, законченные в 1533 году. Эти образы наряду с деревянной скульптурой включали и живопись.
В очерке Мануэля Ариаса Мартинеса описаны обстановка в Испании, сопутствовавшая созданию полихромных запрестольных образов, и их значение для церквей и соборов. Дафне Барбур в своей статье обсуждает практические стороны вопроса, объясняя технику полихромии, золочения и резьбы по дереву. Еще Берругете занимался резьбой по алебастру и ваял из мрамора, что подробно описывается в очерке Хулии Васкес. Статья Марка Макдоналда включает в себя компактный каталог-резоне из 35 рисунков, атрибутированных мастеру или его мастерской, что обеспечивает крепкую основу для дальнейших исследований.
Разумеется, по-настоящему творчество Берругете можно оценить только на месте, в Толедо или Вальядолиде. Но книга, несомненно, привлечет к фигуре этого художника дополнительное внимание — как академической, так и самой широкой аудитории.