Долгие дискуссии вокруг метода восстановления сгоревших в апреле 2019 года крыши и шпиля собора Парижской Богоматери окончательно завершились: решено восстанавливать их в прежних формах и материалах, а не применять современные архитектурные разработки. Крыша над хором и нефом будет построена из дубовых стволов, срубленных и обтесанных вручную по технологии, сохранившейся во Франции со Средних веков. Уничтоженные огнем деревянные конструкции шпиля воссоздадут тоже из дерева, но уже машинной обработки — как это было сделано при реставрации Эжена Эмманюэля Виоле-ле-Дюка в середине XIX века. Финальное решение о покрытии кровли еще не принято, однако большинство специалистов склоняются к традиционным свинцовым листам. Но не ко всем старинным соборам в мире относятся с таким трепетом — рассказываем, как справлялись с проблемой восстановления крупных храмов в последнее столетие.
Средневековый собор Петра и Павла в Нанте загорелся 18 июля 2020 года (сразу выяснилось, что это поджог) и выгорел совсем не так сильно, как Нотр-Дам в Париже. Причина, по словам пожарных, проста: он уже горел раньше. Нантский собор, пострадавший во время бомбардировок 1944 года, находился на реконструкции до 1972 года. Работы были почти завершены, когда на чердаке (считается, что из-за халатности сварщика) произошло возгорание. Тогда деревянная кровля полностью обратилась в пепел. Восстановление собора, которое на долгие годы стало одним из крупнейших во Франции подобных проектов, заняло много лет, и в результате все деревянные конструкции храма были заменены на железобетонные. Именно благодаря этой замене материалов на современные храм и выстоял в новом пожаре. Фактически к 2020 году сгоревший орган оставался самым большим деревянным предметом в здании.
Великий храм, в котором на протяжении многих поколений венчались на царство короли Франции, настолько тяжело пострадал в Первую мировую войну, что заслужил прозвание «собор-мученик». Во время бомбардировок города в 1914 году и в последующий период в него попало около 300 снарядов. Пожары уничтожили интерьеры и повредили фасады. Как и в случае с парижским пожаром прошлого года, свинец, покрывавший кровлю, расплавился и залил все вокруг, став дополнительным орудием уничтожения. Статуи падали с фасадов, одна из них — «Улыбающийся ангел» — стала символом разрушения города и узнаваемой эмблемой антивоенной пропаганды. Восстановлением храма после войны занималось Общество друзей собора, причем львиную долю расходов взяли на себя американцы, в особенности семья Рокфеллеров. В 1919 году утраченные дубовые фермы начали менять на железобетон, восстановив структуры здания, открывшегося в 1938 году. Однако реставрация фасадов, скульптур, витражей и прочего продолжается до наших дней. Например, северный портал был закончен только в 2007–2011 годах.
Английский город Ковентри погиб 14 ноября 1940 года в ходе бомбардировки люфтваффе. Собор XIV–XV веков был одним из зданий, обращенных в результате той эпохальной воздушной атаки в руины. Когда после войны пришло время приводить Британию в порядок, англичане решили собор не реконструировать. В 1950 году был объявлен конкурс, который выиграл известный бруталист Бэзил Спенс. Он возвел рядом с готическими останками новое лаконичное здание в стиле модернизм. Законсервированные старинные стены вместе с новым храмом и разбитым вокруг садом образовали единый мемориальный комплекс, производящий очень сильное впечатление. Его освятили в 1962 году. Специально к этой торжественной церемонии, на которой, конечно, присутствовала королева, композитор Бенджамин Бриттен написал «Военный реквием».
Такой же знаковой бомбардировкой Второй мировой было уничтожение Дрездена ударами английской и американской авиации. Готического кафедрального собора в городе никогда не было (епископ сидел в Баутцене), и единственным храмом в этом стиле была Софиенкирхе бывшего францисканского монастыря, позже обжитая лютеранами. После 1945 года она долго стояла разрушенной, пока Вальтер Ульбрихт, первый секретарь ЦК Социалистической единой партии Германии, не заявил, что социалистическому городу такое не нужно. Как ни протестовали дрезденцы, в 1962 году по решению правительства ГДР готические руины были разобраны до основания. В 1995 году город решил исправить эту несправедливость и объявил архитектурный конкурс, который выиграло местное бюро Gustavs and Lungwitz. В 2008-м началось строительство Мемориала Бусманкапелле — по имени одной из часовен храма. Железобетонная структура со стрельчатыми арками, заключенная в стеклянный куб, повторяет формы утраченной капеллы (но не всего гигантского храма — на его месте уже стоит жилой дом). В мемориале есть пространство для богослужений, временных выставок, а также экспозиция артефактов и скульптур, спасенных при сносе Софиенкирхе. Хотя здание почти закончено, дат официального открытия пока нет. Последняя новость датируется февралем 2019 года: как символ епископ Ковентри подарил дрезденской капелле копию распятия из своего храма.
Гораздо известнее история восстановления дрезденской Хофкирхе — католической придворной церкви саксонских курфюрстов (с 1980 года де-юре являющейся кафедральным собором). Изящное здание в стиле барокко во время бомбардировки 1945 года потеряло крышу и часть стен. Примыкающая к королевскому дворцу Хофкирхе была восстановлена одной из первых — ее начали ремонтировать почти сразу после войны и завершили в 1962 году. Она стала одним из зданий, реставрация которых символизировала восстание Дрездена из пепла.
После окончания Второй мировой главным врагом храмов, помимо пожаров, являются землетрясения. Именно из-за подземных толчков, как считается, рухнул купол собора XVIII века в городе Ното на Сицилии, в так называемой столице сицилийского барокко. Впрочем, обрушение произошло только в 1996 году, а землетрясение случилось шестью годами ранее. Считается, что оно нарушило стабильность кладки, и без того ослабленной из-за непрофессиональной реставрации 1950-х годов. Что бы ни было причиной, работы по восстановлению заняли более десяти лет — реконструкция завершилась только в 2007 году. Поскольку от сейсмической активности в этом регионе никуда не деться, при строительстве были использованы новые, суперпрочные материалы, устойчивые к сильным толчкам, например углеродное волокно.
Главный храм столицы Гаити был возведен в 1884–1914 годах. В 2010-м на острове случилось землетрясение, во время которого погибло 222 тыс. человек. В числе разрушенных зданий оказался и собор. Гуманитарная катастрофа в стране была столь велика, что о восстановлении храма в первые годы после трагедии речи вообще не заходило. К тому же, в отличие от готических построек Европы, это здание — почти современное и не привлекает меценатов — любителей исторических памятников. В 2012 году епархия (прежний архиепископ тоже погиб под обломками) объявила международный конкурс на создание новой концепции храма. Его победителем стал пуэрто-риканский архитектор, предложивший интегрировать руины в новое здание. Однако в 2020 году реконструкция все еще не началась, а те пожертвования, что Римско-католическая церковь на Гаити получает с поддержкой Ватикана, идут не на восстановление одного здания, пусть и символа трагедии, а передаются миллиону жителей страны, остающихся без крова и работы. «Спустя десять лет после землетрясения руины собора продолжают напоминать нам о масштабах задачи», — говорят гаитяне.
Собор города Крайстчерч в Новой Зеландии, построенный в 1864–1904 годах в псевдоготическом стиле, сильно пострадал от трех землетрясений в феврале, июне и декабре 2011 года. Епископат решил снести остатки здания и построить на его месте новую церковь, объясняя это тем, что полученной страховки на реставрацию не хватит. Новозеландцы, для которых этот храм — вдобавок и памятник эпохи первых поселенцев, встретили новость в штыки. Пока они в 2012 году собирали подписи против, епархия пригнала к руинам экскаваторы. Но местные жители, как оказалось, уже дошли до Верховного суда, чье решение временно заморозило снос. Далее последовала серия судебных процессов, по большей части склонявшихся на сторону Церкви. Наконец в 2017-м правительство Новой Зеландии назначило специального переговорщика между епископом и возмущенным народом. И пообещало профинансировать реставрацию из государственного бюджета. В 2018 году стартовала стадия проектирования, которым занялось видное местное архитектурное бюро Warren and Mahoney. Один из ключевых пунктов — усиление сейсмоустойчивости. В мае 2020 года на развалинах начались работы по стабилизации и закладке фундамента поддерживающего каркаса. Пока рассчитывают на то, что восстановление собора займет всего десять лет.