18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Вновь обретенный амстердамский мурал Кита Харинга останется на стене

№83
Материал из газеты

За несколько недель специалисты готовы восстановить утраченные фрагменты произведения, созданного художником «в спонтанном порыве»

Вдохновленные успешным опытом восстановления уличных муралов Кита Харинга (1958–1990) в других городах, реставраторы намерены вскоре приступить к работе над его амстердамским произведением 1986 года, страдающим от значительных утрат красочного слоя. Местные активисты призывают отреставрировать мурал с момента его раскрытия в 2018 году.

Харинг всегда стремился, чтобы его искусство было как можно более доступно широкой публике. Это произведение он создал, прибыв в Амстердам на свою первую персональную выставку в Стеделейк-музее. В свойственной ему манере, как рассказывает независимый реставратор из США Уилл Шэнк, который вместе с итальянским коллегой Антонио Равой надеется провести реставрацию рисунка, «Харинг потребовал в спонтанном порыве: „Кто-нибудь, найдите мне стену!“». 

Подходящая кирпичная стена нашлась на территории Центрального рынка, в этом здании тогда размещались фонды Стеделейк-музея. «Потом он сказал: „Кто-нибудь, найдите мне краску!“», — продолжает Шэнк. Создавая уличные работы, Харинг полагался на первые попавшиеся материалы; в том случае речь шла об алкидной краске на масляной основе, «которая недолго держится под открытым небом». 

По словам Шэнка, художник нанес линию титановых белил прямо на кирпичную поверхность без подготовительных набросков. Получившийся рисунок размером 12х15 м не вполне типичен для художника: он изображает существо с головой собаки, телом гусеницы, человеческими руками и рыбьим хвостом, оседланное фирменным харинговским человечком. «У него невероятно уверенная линия, он никогда не делал ошибок», — говорит Шэнк, имеющий за плечами опыт реставрации муралов Харинга в Париже и Пизе.

Однако, «как рассказывают свидетели, наносить краску Харингу было сложно из-за промозглой погоды». По оценкам реставратора, белая линия не закрепилась на 20% поверхности, и теперь эти участки предстоит восстановить. Задача усложняется тем, что стена сложена из двух видов кирпича, красного и желтого, причем желтый менее пористый, и краска на нем сохранилась хуже. «Мы будем экспериментировать с разными типами краски, чтобы подобрать ту, которая хорошо держится на обоих типах кирпичей», — объясняет Шэнк. После реконструкции на красочный слой нанесут водоотталкивающее покрытие, чтобы защитить произведение от дождя, сажи и ультрафиолета. После продажи в 1994 году в здании оборудовали холодильный продуктовый склад, стены с внешней стороны покрыли алюминиевой обшивкой, которая полностью скрыла мурал. Зато, по словам Равы, «металлический щит практически полностью защищал работу» на протяжении десятилетий.

Интерес к муралу возник в 2014 году, когда нидерландская граффити-художница Эйлин Миддел, работающая под псевдонимом Mick La Rock, обнаружила рисунок на фотографии и заинтересовалась его судьбой. Заручившись поддержкой Фонда Кита Харинга, арт-дилера Оливье Вароссье и Стеделейк-музея, она запустила общественную кампанию, и в 2018 году обшивку сняли.

Реставрацию стоимостью €180 тыс. в равных долях оплачивают Фонд Харинга, городские власти Амстердама и фудмаркет Marktkwartier, к которому теперь относится здание. «Мне особенно нравится в этом проекте то, что он стал возможен в результате инициативы снизу, — говорит Шэнк. — Люди в Амстердаме сказали: „Верните нам наш мурал“. И смогли донести до собственников, какое сокровище находится в их руках».  

Узнать больше о герое богемного Нью-Йорка 1980-х можно, посмотрев фильм-открытие Beat Film Festival «Кит Харинг: вундеркинд стрит-арта» в ночь с 31 июля на 1 августа в «Каро Октябрь».

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+