18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сенат США: российские миллиардеры действовали на арт-рынке в обход санкций

Американские сенаторы называют торговлю искусством «самой большой легальной нерегулируемой отраслью экономики США» и рекомендуют повысить прозрачность и государственный контроль в этой сфере

Двухлетнее расследование сенаторов Роба Портмана и Тома Карпера установило, что российские олигархи братья Аркадий и Борис Ротенберги в течение нескольких месяцев 2014 года приобрели в США произведения искусства на сумму более $18 млн уже после того, как на них были наложены санкции.

В опубликованном 150-страничном докладе арт-рынок называется «самой большой легальной нерегулируемой отраслью экономики США», и его составители пришли к выводу, что именно закрытость арт-рынка позволила Ротенбергам обойти наложенные правительством финансовые ограничения.

В докладе, подготовленном комитетом по внутренней безопасности и постоянным подкомитетом по расследованиям комитета Сената США по внутренней безопасности и государственным делам, также перечислен ряд шагов, которые рекомендуется предпринять для повышения прозрачности и государственного контроля над арт-рынком. В числе прочего авторы предлагают внести поправки в закон о банковской тайне и распространить его на фирмы, работающие с дорогостоящими произведениями искусства, и составить официальное руководство для аукционных домов и арт-дилеров.

Американские компании не имеют права осуществлять финансовые операции с людьми и организациями, на которых наложены правительственные санкции. Однако арт-дилеры при продаже произведений искусства не обязаны выяснять личность покупателей, и многие крупные сделки часто совершаются через посредников. Авторы доклада считают, что именно это и произошло в случае с братьями Ротенберг. Они наняли московского арт-консультанта Григория Бальцера, который приобретал произведения искусства в США через свою частную фирму на средства, происхождение которых прослеживается вплоть до компаний, связанных с Ротенбергами.

В докладе говорится, что с мая по ноябрь 2014 года Аркадий и Борис Ротенберги потратили на искусство более $18 млн, в том числе по меньшей мере $6,8 млн на дневных торгах импрессионизма и модернизма Sotheby’s в Нью-Йорке, приобретя 9 произведений, среди которых были работы Марка Шагала и Жоржа Брака, а также $7,5 млн на картину Рене Магритта, купленную у частного американского дилера.

По информации расследования, отношения между Ротенбергами и Бальцером длились много лет. В 2019 году Sotheby’s и Christie’s боролись за право выставить у себя «Мост II» Лионеля Фейнингера. Бальцер утверждает, что картина принадлежала его компании, зарегистрированной на Маршалловых островах, однако авторы доклада считают, что на самом деле собственниками произведения были Ротенберги. В борьбе за картину победил Sotheby’s, выставивший ее с эстимейтом $5 млн, но в конечном итоге лот пришлось снять с торгов из-за отсутствия потенциальных покупателей.

Аукционное агентство и сервис Baltzer опубликовал официальное заявление, в котором отрицает причастность к подобным сделкам. В нем говорится, что организация «внимательно следит за соблюдением всех законодательных норм и никогда не осуществляла транзакций, запрещенных какими-либо санкционными списками». Кроме того, «Baltzer может подтвердить, что ни фирма, ни Григорий Бальцер никогда никоим образом не представляли и не заключали никаких сделок с Борисом и Аркадием Ротенбергами. Baltzer решительно отвергает любые подозрения в обратном».

В ответ на вопрос об отношениях Sotheby’s с Ротенбергами представитель аукционного дома заявил, что «Sotheby’s предельно серьезно относится к борьбе с отмыванием денег и к санкционной политике Соединенных Штатов и добровольно принимал участие в расследовании подкомитета Сената».

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+