Двухлетнее расследование сенаторов Роба Портмана и Тома Карпера установило, что российские олигархи братья Аркадий и Борис Ротенберги в течение нескольких месяцев 2014 года приобрели в США произведения искусства на сумму более $18 млн уже после того, как на них были наложены санкции.
В опубликованном 150-страничном докладе арт-рынок называется «самой большой легальной нерегулируемой отраслью экономики США», и его составители пришли к выводу, что именно закрытость арт-рынка позволила Ротенбергам обойти наложенные правительством финансовые ограничения.
В докладе, подготовленном комитетом по внутренней безопасности и постоянным подкомитетом по расследованиям комитета Сената США по внутренней безопасности и государственным делам, также перечислен ряд шагов, которые рекомендуется предпринять для повышения прозрачности и государственного контроля над арт-рынком. В числе прочего авторы предлагают внести поправки в закон о банковской тайне и распространить его на фирмы, работающие с дорогостоящими произведениями искусства, и составить официальное руководство для аукционных домов и арт-дилеров.
Американские компании не имеют права осуществлять финансовые операции с людьми и организациями, на которых наложены правительственные санкции. Однако арт-дилеры при продаже произведений искусства не обязаны выяснять личность покупателей, и многие крупные сделки часто совершаются через посредников. Авторы доклада считают, что именно это и произошло в случае с братьями Ротенберг. Они наняли московского арт-консультанта Григория Бальцера, который приобретал произведения искусства в США через свою частную фирму на средства, происхождение которых прослеживается вплоть до компаний, связанных с Ротенбергами.
В докладе говорится, что с мая по ноябрь 2014 года Аркадий и Борис Ротенберги потратили на искусство более $18 млн, в том числе по меньшей мере $6,8 млн на дневных торгах импрессионизма и модернизма Sotheby’s в Нью-Йорке, приобретя 9 произведений, среди которых были работы Марка Шагала и Жоржа Брака, а также $7,5 млн на картину Рене Магритта, купленную у частного американского дилера.
По информации расследования, отношения между Ротенбергами и Бальцером длились много лет. В 2019 году Sotheby’s и Christie’s боролись за право выставить у себя «Мост II» Лионеля Фейнингера. Бальцер утверждает, что картина принадлежала его компании, зарегистрированной на Маршалловых островах, однако авторы доклада считают, что на самом деле собственниками произведения были Ротенберги. В борьбе за картину победил Sotheby’s, выставивший ее с эстимейтом $5 млн, но в конечном итоге лот пришлось снять с торгов из-за отсутствия потенциальных покупателей.
Аукционное агентство и сервис Baltzer опубликовал официальное заявление, в котором отрицает причастность к подобным сделкам. В нем говорится, что организация «внимательно следит за соблюдением всех законодательных норм и никогда не осуществляла транзакций, запрещенных какими-либо санкционными списками». Кроме того, «Baltzer может подтвердить, что ни фирма, ни Григорий Бальцер никогда никоим образом не представляли и не заключали никаких сделок с Борисом и Аркадием Ротенбергами. Baltzer решительно отвергает любые подозрения в обратном».
В ответ на вопрос об отношениях Sotheby’s с Ротенбергами представитель аукционного дома заявил, что «Sotheby’s предельно серьезно относится к борьбе с отмыванием денег и к санкционной политике Соединенных Штатов и добровольно принимал участие в расследовании подкомитета Сената».