18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Конструктивистский вокзал в Иванове открылся после реконструкции

Один из залов гигантского вокзала отведен под выставки, кинопоказы и лекции

Иваново — родина первых Советов, после революции здесь хотели сделать столицу РСФСР. В надежде на будущий столичный статус и повышенную деловую активность в 1929–1933 годах город обзавелся гигантским вокзалом в конструктивистском стиле (автор проекта — Владимир Каверинский). Но если Иваново и стал столицей, то отдельной текстильной отрасли. Даже в относительно благополучные 1980-е его население не превышало 500 тыс. человек — вокзал-исполин был велик для города.

За 90 лет здание несколько раз капитально ремонтировали: укрепляли перекрытия, меняли фасад, добавляли декор в аскетичный конструктивистский интерьер, чтобы хоть как-то его очеловечить.

Проект последней реставрации разработало в 2018 году московское архитектурное бюро Faber Group (Борис Матвеев & Алена Франчян). Перед ними, как в таких случаях пишут, поставили сложную задачу — выбрать момент времени, в привязке к которому облик вокзала и будет восстановлен. Здравый смысл подсказывал, что надо восстанавливать конструктивизм 1930-х годов. Но архитекторы решили, что и более поздние переделки 1950-х и 1980-х имеют право на жизнь. В результате деликатным образом увязали друг с другом все три эпохи.

От конструктивизма остались остекленный фасад и общий объем. От 1950-х — деление вокзала на Красный и Синий залы и щедрый декор последнего. Брежневская эпоха зримо присутствует в оформлении Красного зала. Помимо этого, всю архитектуру вычистили, причесали, собрали в единое целое: убрали мраморную обшивку колонн внизу, но добавили им капители, довели до ума освещение, поменяли метлахскую плитку на полу, разработали цветовой паспорт объекта, поставили современные скамьи для ожидания и прочее. Пространство стало дружественным для маломобильных пассажиров, удобным и безопасным. При этом все исторические элементы, которые можно было сохранить, как, например, металлические рельсы в перекрытиях со штампом «Сталин», были оставлены на местах. Монументальную фреску в Красном зале сняли со стены вместе со слоем штукатурки, отправили на реставрацию в Волгоград и после чистки и укрепления вернули на место. Красный зал планируют сделать культурным пространством — устраивать здесь выставки, кинопоказы, читать лекции.

Вокзал торжественно открыли ко Дню железнодорожника. Но на объекте еще есть к чему приложить руки — будут построены кафе, павильоны для торговли и прочих сервисов. Все в едином архитектурном стиле и под пристальным авторским надзором.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+