Иваново — родина первых Советов, после революции здесь хотели сделать столицу РСФСР. В надежде на будущий столичный статус и повышенную деловую активность в 1929–1933 годах город обзавелся гигантским вокзалом в конструктивистском стиле (автор проекта — Владимир Каверинский). Но если Иваново и стал столицей, то отдельной текстильной отрасли. Даже в относительно благополучные 1980-е его население не превышало 500 тыс. человек — вокзал-исполин был велик для города.
За 90 лет здание несколько раз капитально ремонтировали: укрепляли перекрытия, меняли фасад, добавляли декор в аскетичный конструктивистский интерьер, чтобы хоть как-то его очеловечить.
Проект последней реставрации разработало в 2018 году московское архитектурное бюро Faber Group (Борис Матвеев & Алена Франчян). Перед ними, как в таких случаях пишут, поставили сложную задачу — выбрать момент времени, в привязке к которому облик вокзала и будет восстановлен. Здравый смысл подсказывал, что надо восстанавливать конструктивизм 1930-х годов. Но архитекторы решили, что и более поздние переделки 1950-х и 1980-х имеют право на жизнь. В результате деликатным образом увязали друг с другом все три эпохи.
От конструктивизма остались остекленный фасад и общий объем. От 1950-х — деление вокзала на Красный и Синий залы и щедрый декор последнего. Брежневская эпоха зримо присутствует в оформлении Красного зала. Помимо этого, всю архитектуру вычистили, причесали, собрали в единое целое: убрали мраморную обшивку колонн внизу, но добавили им капители, довели до ума освещение, поменяли метлахскую плитку на полу, разработали цветовой паспорт объекта, поставили современные скамьи для ожидания и прочее. Пространство стало дружественным для маломобильных пассажиров, удобным и безопасным. При этом все исторические элементы, которые можно было сохранить, как, например, металлические рельсы в перекрытиях со штампом «Сталин», были оставлены на местах. Монументальную фреску в Красном зале сняли со стены вместе со слоем штукатурки, отправили на реставрацию в Волгоград и после чистки и укрепления вернули на место. Красный зал планируют сделать культурным пространством — устраивать здесь выставки, кинопоказы, читать лекции.
Вокзал торжественно открыли ко Дню железнодорожника. Но на объекте еще есть к чему приложить руки — будут построены кафе, павильоны для торговли и прочих сервисов. Все в едином архитектурном стиле и под пристальным авторским надзором.