18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ученые поняли, как в Стоунхендж попали громадные валуны

Полсотни камней весом до 30 т каждый в эпоху неолита и раннего бронзового века были перемещены на расстояние 24 км

Ученые из Брайтонского университета рассказали, что им удалось раскрыть одну из величайших тайн археологии: как громадные валуны из песчаника (сарсены), из которых построен Стоунхендж, оказались на этом месте.

Из 52 мегалитов составлены внешнее кольцо и центр Стоунхенджа, одного из самых знаменитых в мире археологических сооружений, назначение которого исследователи до сих пор толкуют по-разному — от обсерватории до центра культа мертвых. Вес самых крупных сарсенов достигает 30 т, а высота — 7 м. Как показало новое исследование, древние строители могли привезти эти огромные камни на площадку в графстве Уилтшир (примерно в 130 км к юго-западу от Лондона) около 2500 года до н.э. из региона Вест-Вудс, расположенного в 24 км к северу от памятника, неподалеку от Мальборо.

Ранее удалось установить, что сарсены происходят откуда-то с севера Уилтшира. Прорыв в работе исследовательской группы, которой руководит Дэвид Нэш, профессор физической географии Брайтонского университета, произошел, когда в фонд «Английское наследие», отвечающий за памятник, прислали цилиндрический кусок, выпиленный из одного из камней более 60 лет назад.

Отправителем оказался бывший резчик алмазов Роберт Филлипс, принимавший участие в реставрации Стоунхенджа в 1958 году, когда археологи ставили на место один из упавших вертикальных валунов. Кусок выпилили из камня для того, чтобы вставить в отверстие поддерживающий металлический стержень. Таким образом ученые получили редкую возможность проанализировать образец одного из камней Стоунхенджа (сейчас забор образцов из древнего памятника, внесенного в список всемирного наследия ЮНЕСКО, запрещен).

Исследователи определили геохимические характеристики фрагмента при помощи рентгенофлуоресцентного анализа. Затем они проанализировали сарсены из 20 других мегалитических объектов на юге Англии и пришли к выводу, что химический состав камней в Вест-Вудсе соответствует всем сарсенам Стоунхенджа, кроме двух. «Наконец-то мы установили (почти наверняка) происхождение гигантских сарсенов Стоунхенджа!» — написал в Twitter фонд «Английское наследие».

«Не совсем ясно, почему в регионе Британии, наиболее богатом дошедшими до наших дней сарсенами, главным их источником стал именно Вест-Вудс. Вероятнее всего, это связано с размерами и качеством камней, которые там можно было найти, и это сделало его важным регионом для людей эпохи неолита, — говорится в статье в Science Advances. — Возможно, роль также сыграли топографическое положение на возвышенности к югу от реки Кеннет и относительная близость к равнине Солсбери, сделавшие его удобным источником сарсенов».

В статье высказываются предположения и о том, какими путями сарсены транспортировали из Вест-Вудса. Например, их могли спускать «на 2 км по маршруту, известному сегодня как Тропа белой лошади, к долине Пьюзи, а затем тащить по долине реки Эйвон».

Тем временем исследования менее крупных голубых камней, стоящих внутри круга, показали, что их привезли из Пресли-Хилс на юго-западе Уэльса.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
7
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+