Два мощных взрыва прогремели во вторник вечером в портовой части Бейрута. Более 70 человек погибли, не менее 4 тыс. получили ранения. Первоначально ливанское государственное Национальное агентство новостей сообщало о пожаре, возникшем неподалеку от бейрутского порта. По словам премьер-министра Ливана Хасана Диаба, причиной взрыва в порту стало долгосрочное ненадлежащее хранение 2750 т аммиачной селитры.
Трагедия нанесла огромный ущерб Бейруту. Крупные галереи, располагавшиеся вблизи порта, в том числе Marfa и Galerie Tanit, были полностью разрушены. В понедельник в Galerie Tanit состоялся вернисаж выставки ливанского художника Абеда аль-Кадири «Останки последней красной розы», которая должна была идти до 25 сентября. Роскошный бейрутский филиал Opera Gallery, расположенный в центре города с видом на береговую линию, также сильно пострадал.
Ударная волна распространилась по всей столице Ливана. Она нанесла большой урон как Galerie Sfeir-Semler в тихом районе Карантина, так и Galerie Janine Rubeiz в районе Рауш. «Один из моих сотрудников находится в реанимации, помещение галереи повреждено, — рассказывает галерист Салех Баракат. — Мы едва успели закрыть витрины, чтобы защитить произведения искусства».
Музей современного искусства Сурсока, который был центром культурной жизни Бейрута в 1960-е, а в 2015 году вновь открыл свои двери после дорогостоящей реконструкции, тоже сильно пострадал. «Это один из самых мощных взрывов, что я видела в своей жизни, — говорит Зеина Арида, директор Музея Сурсока, находившаяся в это время на работе. — Музей разгромлен». К счастью, никто из сотрудников не ранен. «Здание получило очень много серьезных повреждений, а с учетом нынешнего высокого курса доллара в Ливане я не уверена, что мы сможем позволить себе покупку новых стекол для световых люков, окон и входных дверей», — добавляет она. Некоторые произведения из коллекции музея тоже пострадали, в том числе портрет Николаса Сурсока. «Ужасно видеть, как полностью уничтожаются результаты твоего пятилетнего труда! Даже во время гражданской войны положение было не таким отчаянным», — сетует Арида.
Здание Художественного фонда Рамзи и Саиды Даллул, в котором хранится более 4 тыс. произведений приблизительно 400 художников из самых разных частей арабского мира, получило повреждения, но его залы не пострадали. Об этом рассказал директор институции Базел Даллул.
«За 29 лет моей жизни в Ливане я ни разу не видела ничего подобного», — отмечает Лора д’Отвилль, основательница и глава Бейрутской художественной ярмарки, ежегодно проходящей в помещении Seaside Arena, ранее носившем название BIEL и расположенном неподалеку от порта. «Ранее я отложила ярмарку до 2021 года, но теперь уже вообще ни в чем не уверена, — добавляет она. — После случившегося понадобится очень много времени на то, чтобы в сознание людей в принципе вернулась мысль о художественной ярмарке». Сейчас д’Отвилль работает над запуском Middle Eastern Art Platform — Ближневосточной художественной платформы — в Париже, которую представят в ноябре во время ярмарки Paris Photo. Эта некоммерческая платформа будет заниматься продвижением художников и галерей из стран Ближнего Востока.
Всего в пяти минутах ходьбы от порта, на площади Мучеников, стоит гостиница Hotel Le Gray. До вчерашнего дня это был один из самых шикарных отелей города. В результате взрыва разрушена его меблировка, в стенах появились дыры от обломков, повсюду разлетелось битое стекло. Как и весь Бейрут, он превратился в воспоминание о самом себе.