ДОСЬЕ
Алексей Новоселов
Куратор, искусствовед, комиссар Московской международной биеннале молодого искусства, заместитель директора по выставочной работе Московского музея современного искусства
Родился в 1983 году. Окончил Российский государственный гуманитарный университет по специальности «искусствоведение». С 2004 года работает в Московском музее современного искусства. С 2008 года принимает непосредственное участие в подготовке и проведении Московской международной биеннале молодого искусства и входит в ее экспертный совет. Член редакционного совета журнала «Диалог искусств». Член-корреспондент Российской академии художеств.
Алексей, как вы смогли подготовить биеннале в нестандартных условиях пандемии?
Все это время мы не переставали ее готовить. Сроки проведения перенеслись с лета на осень, и, конечно, скорректирован формат выставок и программ. Мы сделали акцент на соединении онлайн- и офлайн-активностей и перепрограммировали структуру. Еще до карантина были подведены итоги открытого конкурса. Мы приняли заявки на участие от 112 кураторов из 26 стран и 370 художников из 64 стран. Географический охват — от Скандинавии до Юго-Восточной Азии, от Англии до Новой Зеландии и Австралии. Из всего этого гигантского объема экспертный совет выбрал четыре кураторских проекта и составил лонг-лист художников.
Вы отбирали художников и кураторов отдельно?
Да, было два конкурса. Кураторы предлагали проекты, а художники — работы для демонстрации на фасадах Музея Москвы, который является партнером основного проекта биеннале.
Финансирование вам не урезали?
Биеннале — исторически сложно сконструированный проект, у него есть свои особенности. У него два источника финансирования — городской (Департамент культуры города Москвы) и федеральный (Министерство культуры РФ). В начале 2020 года полностью сменилось правительство России — новая команда пришла и в Министерство культуры. За последние несколько месяцев мы, что называется, обновили коммуникацию: обсудили дальнейшие планы, рассказали о сути проекта.
И в чем суть?
В том числе в государственной поддержке молодого искусства, в интеграции русского искусства в международный контекст.
В чем выражается поддержка? Вы оплачиваете визиты художников в Москву, изготовление работ?
В том числе и в этом. Организационный комитет полностью продюсирует кураторские выставки и единичные арт-проекты. Команда также самостоятельно занимается production, большую часть работ мы создаем с нуля.
Вы вовлечены в подготовку и проведение биеннале с 2007 года. В чем вы видите главное ее достижение?
За 12 лет существования биеннале заработала солидный репутационный капитал. В этом году она пройдет в седьмой раз. Ее регламент год от года видоизменялся. Например, в 2014-м на IV Молодежной биеннале главным куратором был Дэвид Эллиотт, и он сформулировал тему «Время мечтать», над которой художникам предлагалось подумать. В этом году темы и куратора у биеннале нет, но расширен экспертный совет. Мы предоставляем участникам максимальную свободу и отбираем их самым демократичным образом, как и всегда, через open call. Единственное ограничение — возраст не старше 35 лет.
Есть ли аналогичные биеннале молодого искусства в других странах?
В 2008-м, насколько мне известно, мы были первыми. Фокус на молодое искусство — довольно редкий для биеннале формат. Именно эта специализация определяет наше место на международной сцене, и при этом вопрос возрастного ограничения часто становился предметом дискуссий и критики. Сегодня художники учатся дольше и выбирают свое направление позже, и поэтому мы подумываем в дальнейшем увеличить возрастной ценз до 40 лет.
Есть ли у биеннале победители и денежные призы?
В прежние годы вручался приз лучшему художнику-участнику. Но сейчас, в связи с ситуацией, мы обсуждаем более объемную поддержку художников и ищем для этого подходящие форматы.
Что происходит с работами после выставки?
Часть работ художники увозят с собой, другие разбираются и перестают существовать, так как были созданы для определенного места и времени. Некоторые произведения закупаются или передаются в дар в коллекции организаторов.
Насколько биеннале является для художников трамплином?
Такое случалось нередко. Мы, воспользовавшись карантином, стали готовить материалы об истории биеннале и участниках прошлых лет. Алиса Йоффе, Таус Махачева, Илья Федотов-Федоров и многие другие — надеюсь, что в том числе участие в биеннале придало их карьере ускорение. Например, в 2012 году наш главный приз достался 22-летнему Аслану Гайсумову, который с тех пор окончил Высшую школу изобразительных искусств (NISK) в Генте, получил грант музея «Гараж», сделал выставку в Антверпенском музее современного искусства (M HKA) и многое другое. Герой V Биеннале 2016 года Юлиус фон Бисмарк из Берлина в прошлом году сделал выставку в Пале-де-Токио в Париже. Надим Самман, куратор основного проекта V Биеннале, сейчас куратор в Институте современного искусства (KW) в Берлине. Список можно продолжать.
В какой связи вы находитесь с молодежными программами «Гаража», «Винзавода» и других институций?
Молодежная биеннале была инициативой двух организаций: возникшего в 1992 году ГЦСИ (Государственный центр современного искусства. — TANR) и открывшегося в 1999-м ММОМA (Moscow Museum of Modern Art, Московский музей современного искусства. — TANR). В конце 1990-х это были две основные государственные институции, которые целенаправленно занимались молодым искусством. В начале 2000-х у ГЦСИ появился молодежный фестиваль «Стой! Кто идет?», а ММОМА начал широкую программу поощрения молодых: ежегодно в музее проходят выставка «Мастерская» и персональные смотры «Дебют», работают «Свободные мастерские». В 2007 году ГЦСИ и ММОМА решили объединить усилия — так возникла Биеннале молодого искусства. Сейчас редкий музей или выставочный центр не имеет проектов по поддержке молодежи.
Вас не задевает, что другие институции заимствуют ваши идеи?
Наоборот, я за партнерство и интеграцию. В биеннале, которую мы готовим сейчас, запланировано немало совместных проектов в том числе с нашим партнером музейно-выставочным центром «РОСИЗО», ярмаркой молодого искусства blazar, галереей «ГРАУНД Солянка», объединением «Выставочные залы Москвы», Cube.Moscow, Центром Вознесенского и Московским международным фестивалем экспериментального кино MIEFF.
Нет ли у вас планов пойти в регионы: делать там передвижные выставки, как-то людей просвещать?
Моя большая мечта и задача — развернуть в рамках биеннале программу портфолио-ревю, которую мы запустили в позапрошлом году в регионах. Программа включает пять направлений: арт, стрит-арт и паблик-арт, фотография и медиа. По каждому направлению через процедуру open call мы выбираем 10–20 лучших проектов по всей России и приглашаем победителей в Москву. Здесь они делают презентации своих идей, получают отклик экспертов, смотрят московские художественные выставки, общаются, приобретают новый опыт. Мы эту идею обязательно реализуем.
Почему так важно поддерживать молодых?
Мы в суете забываем, что подлинные прорывы в искусстве делаются часто — если не всегда — молодыми художниками. Пабло Пикассо было 26 лет, когда он написал «Авиньонских девиц». «Стертый рисунок де Кунинга» был создан Робертом Раушенбергом в 28-летнем возрасте, а Вольфганг Тильманс в 32 года получил Премию Тернера. Так что, занимаясь молодыми художниками, мы имеем дело с самым актуальным искусством.
Помимо биеннале, вы являетесь заместителем директора по выставочной работе ММОМА. Чего нам ждать нового в этом году?
Так как международные музейные обмены сейчас затруднены из-за карантина, мы делаем фокус на российском искусстве. В августе откроется выставка Ивана Новикова, осенью — Саши Фроловой, а также пройдет большая ретроспектива Игоря Макаревича и Елены Елагиной. Музей уже работает, и мы с нетерпением ждем возможности открыть новые проекты.