Иван Евменьевич Цветков (1845–1917), сын бедного священника, окончивший Ахтырское духовное училище и математический факультет Московского университета, стал коллекционером, как только начал хорошо зарабатывать на службе в банке. Со студенческих лет он полюбил искусство, проводил много времени в музеях, там лишь и находил душевный покой и отдохновение. По словам Игоря Грабаря, «признавал он только русских художников, которых считал головой выше иностранных, из русских же — главным образом передвижников, а из последних — Владимира Маковского». Цветков предпочитал Маковского настолько, что купил 73 его работы, а также заказал собственный портрет, на котором изображен солидным господином с ухоженной седой бородой и проницательным взглядом.
Теперь этот портрет принадлежит Третьяковской галерее, как и большая часть собрания Цветкова, где есть такие популярные вещи, как «Золотошвейка» Василия Тропинина, «Портрет Гаврилы Романовича Державина» и «Портрет Елизаветы Григорьевны Темкиной» Владимира Боровиковского, эскизы Василия Сурикова к «Утру стрелецкой казни», этюд Виктора Васнецова к «Богатырям». Эскизы, этюды, рисунки и авторские копии Цветков собирал охотно, они составляли существенную часть его коллекции. «У меня, видите ли, все эскизы художников, сделанные ими до написания картин, то есть настоящие эскизы, а у Цветкова — эскизы тех же художников, сделанные уже с картин, то есть маленькие повторения. Таких мне и даром не нужно», — писал его современник, коллекционер и оппонент в совете Третьяковской галереи Илья Остроухов.
Для коллекции Цветков построил на Пречистенской набережной двухэтажный дом-терем по проекту Васнецова, в том же стиле национального романтизма были обставлены и декорированы интерьеры. В 1909 году в день своего рождения Цветков подарил и дом, и все собрание — 400 картин, 36 скульптур, 1373 рисунка — Москве. До конца жизни он оставался там смотрителем. После революции его галерея стала государственным музеем. В 1926‑м его закрыли, предметы распределили по другим музеям, большая часть досталась Третьяковке, которая благодарно устраивает юбилейные выставки этого выдающегося коллекционера.
Впрочем, для прогрессивных современников Цветков был воплощением консерватизма и косности. Как член попечительского совета Третьяковской галереи он противился закупкам работ художников новых направлений. Вот цитата из статьи «Обновление Совета Третьяковской галереи» в газете «Новости дня» от 2 июня 1903 года: «И.Е.Цветков давно олицетворяет рутину. Это стоячая вода. Один И.Е.Цветков хорош в Совете галереи как противовес крайности, как умиряющее начало. Но вооружить... силой большинства, дать ему единомышленников, значило бы совсем погубить галерею, повести ее к крайней отсталости...» Раздражало и вызывающее русофильство: «Цветков презирал все иноземное: и людей, и искусство, и даже предметы обихода, признавая только русское», — вспоминал Грабарь. Но идеологические споры остались в прошлом, а собранное Цветковым русское искусство не потеряло своей ценности.
Государственная Третьяковская галерея, Инженерный корпус
Иван Цветков и его галерея. К 175-летию коллекционера
28 июля – 13 декабря