18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Иван Цветков: верный поклонник русской школы

№83
Материал из газеты

Третьяковка показывает выставку произведений из дореволюционной коллекции Цветкова с «Золотошвейкой» Тропинина, эскизами Сурикова к «Утру стрелецкой казни» и этюдом Васнецова к «Богатырям», которые теперь входят в музейное собрание

Иван Евменьевич Цветков (1845–1917), сын бедного священника, окончивший Ахтырское духовное училище и математический факультет Московского университета, стал коллекционером, как только начал хорошо зарабатывать на службе в банке. Со студенческих лет он полюбил искусство, проводил много времени в музеях, там лишь и находил душевный покой и отдохновение. По словам Игоря Грабаря, «признавал он только русских художников, которых считал головой выше иностранных, из русских же — главным образом передвижников, а из последних — Владимира Маковского». Цветков предпочитал Маковского настолько, что купил 73 его работы, а также заказал собственный портрет, на котором изображен солидным господином с ухоженной седой бородой и проницательным взглядом.

Теперь этот портрет принадлежит Третьяковской галерее, как и большая часть собрания Цветкова, где есть такие популярные вещи, как «Золотошвейка» Василия Тропинина, «Портрет Гаврилы Романовича Державина» и «Портрет Елизаветы Григорьевны Темкиной» Владимира Боровиковского, эскизы Василия Сурикова к «Утру стрелецкой казни», этюд Виктора Васнецова к «Богатырям». Эскизы, этюды, рисунки и авторские копии Цветков собирал охотно, они составляли существенную часть его коллекции. «У меня, видите ли, все эскизы художников, сделанные ими до написания картин, то есть настоящие эскизы, а у Цветкова — эскизы тех же художников, сделанные уже с картин, то есть маленькие повторения. Таких мне и даром не нужно», — писал его современник, коллекционер и оппонент в совете Третьяковской галереи Илья Остроухов.

Для коллекции Цветков построил на Пречистенской набережной двух­этажный дом-терем по проекту Васнецова, в том же стиле национального романтизма были обставлены и декорированы интерьеры. В 1909 году в день своего рождения Цветков подарил и дом, и все собрание — 400 картин, 36 скульптур, 1373 рисунка — Москве. До конца жизни он оставался там смотрителем. После революции его галерея стала государственным музеем. В 1926‑м его закрыли, предметы распределили по другим музеям, большая часть досталась Третьяковке, которая благодарно устраивает юбилейные выставки этого выдающегося коллекционера.

Впрочем, для прогрессивных современников Цветков был воплощением консерватизма и косности. Как член попечительского совета Третьяковской галереи он противился закупкам работ художников новых направлений. Вот цитата из статьи «Обновление Совета Третьяковской галереи» в газете «Новости дня» от 2 июня 1903 года: «И.Е.Цветков давно олицетворяет рутину. Это стоячая вода. Один И.Е.Цветков хорош в Совете галереи как противовес крайности, как умиряющее начало. Но во­оружить... силой большинства, дать ему единомышленников, значило бы совсем погубить галерею, повести ее к крайней отсталости...» Раздражало и вызывающее русофильство: «Цветков презирал все иноземное: и людей, и искусство, и даже предметы обихода, признавая только русское», — вспоминал Грабарь. Но идеологические споры остались в прошлом, а собранное Цветковым русское искусство не потеряло своей ценности. 

Государственная Третьяковская галерея, Инженерный корпус
Иван Цветков и его галерея. К 175-летию коллекционера
28 июля – 13 декабря

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
3
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
4
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
5
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
6
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+