Ярмарочную усталость повсеместно вытесняет цифровое изнеможение. «Всех нас до некоторой степени утомил нескончаемый поток онлайн-контента», — призналась основательница и глава нью-йоркской 303 Gallery Лиза Спеллман.
В числе недавних инициатив — платформа Vortic, поддерживающая технологии как виртуальной, так и дополненной реальности. Vortic уже используют 11 уважаемых галерей, и у ее основателей очень амбициозные планы.
Какой же из новых способов смотреть искусство окажется самым популярным? Судить пока рано, но проекты, появляющиеся в технологиях виртуальной и дополненной реальности, довольно забавны (если у вас получится разобраться, что с ними делать), хотя и не очень продаваемы. А вот онлайн-ярмарки искусства — с десятками произведений на сотнях сайтов — напоминают, скорее, невеселую повинность. В одной из недавних рассылок дилер и обозреватель рынка Джош Баер сделал признание с хештегом #sorrynotsorry (англ. «стыдно, но не стыдно»): «Я, конечно, извиняюсь, но я так и не посмотрел ни одного виртуального шоурума».
Тем не менее продажи на цифровых арт-ярмарках, судя по всему, все-таки идут, ведь альтернатив просто нет. Качество сайтов понемногу растет, а мы постепенно привыкаем — и к восприятию искусства в этом диковинном плоском формате, и к новому миру пандемии, в котором внезапно оказались.
В целом создается впечатление, что здесь действует правило «чем меньше, тем лучше»: некоторый предварительный отбор позволяет сэкономить время и силы потенциальных покупателей. Например, проект «Платформа» галереи David Zwirner представляет лишь по одному художнику от каждой из приблизительно дюжины галерей на протяжении нескольких недель. Такой формат легко воспринимается и создает впечатление тщательно проделанной кураторской работы. Zwirner сообщает, что продажи первых трех виртуальных экспозиций принесли около $1 млн.
Необходимо отдать должное и одной из самых успешных виртуальных стратегий, которую избрала другая мегагалерея — Gagosian. Она фокусирует внимание на одном художнике на протяжении недели, выставляя каждое из его произведений на продажу всего на 48 часов, что создает ощущение напряжения, которое, в числе прочего, привело к продаже «Фигур в ландшафте 1» (2002) Сесили Браун за $5,5 млн.
Галерея Hauser & Wirth воспроизвела в виртуальной реальности экспозицию в своем еще не открытом новом, залитом изумительным солнечным светом пространстве на острове Менорка.
Но больше всего из увиденного до сих пор мне пришлось по душе весьма старомодное решение — простой в использовании, дающий возможность удобного поиска каталог апрельской ярмарки Artmonte-carlo в PDF-формате. Вдобавок составители включили в него ссылку на запись концерта классической музыки и рецепт легкой закуски из грейпфрута и спаржи от шеф-повара мишленовского ресторана.